18 декабря 2007, Автор: Ольга ТИТОВА

Голубая канарейка

Привычная по цвету и форме стеклянная бутылка – ничего неожиданного, но какой сюрприз! «Вспомни вкус здоровья – Ессентуки № 2». Чуть ниже – беспечное
и даже трогательное обещание - «новая».

Все удовольствия в одной таре: и питьевая лечебно-столовая, и прекрасное настроение на весь день. Солоноватый юмор отечественных производителей: на рифленых боках железной крышечки кто-то заботливо пририсовал стрелку. Мол, вращай против часовой – обязательно откроется. Не откроется. Ведь чтобы открылось, нужно поверить в сказку или, на худой конец, применить по назначению открывашку. Видите ли, у крышки и горлышка бутылки нет резьбы. И никогда не было...

Где-то вычитала: гулявшей по улицам Чехии даме понадобилось пересечь живописную лужайку с ровно постриженной, и, вероятно, вечно зеленой травой. Проблема в том, что лужайка, несмотря на всю свою прелесть, была слишком обширна. Добрые минут пять, а то и 10 понадобились бы нашей героине, чтобы обойти ее.

Табличка, установленная на газоне, о чем-то педантично предупреждала. Безразличный полисмен поблизости также не вызывал прилива дружеских чувств. В общем, все указывало на то, что за прогулку по траве полагается штраф. И лишь одно обстоятельство помешало ей отправиться в дальний путь: поперек газона протянулась узенькая, шириной в ступню, жизнеутверждающая тропинка.

Не один и не два человека ходили по ней, утаптывая траву и придавая уверенности торопливым путникам. Но стоило нашей героине ступить на тропу, как перед ней вырос страж порядка. На ломаном русском он попросил ее не совершать опрометчивых поступков. «Но как вы догадались, что я русская?» - удивилась дама. «Именно русские и вытоптали эту тропинку», - недовольно поморщился полисмен.

У клоуна все настоящее. Правда-правда! И даже красный нос не накладной, и встрепанные волосы – свои (он их безжалостно треплет за кулисами, готовясь выйти на сцену). Клоуном нельзя стать, клоуном нужно родиться и желательно в клоунской стране, например, в России.

Вообще-то валять дурака – полезно. «Серьезное выражение лица – это еще не признак большого ума», - Григорий Горин устами Барона Мюнхгаузена знал, о чем говорил. Правда, иногда «шутка обрезает человеку крылья», - уже слова настоящего клоуна, Вячеслава Полунина.

Знаменитый Асисяй в конце 60-х совершил в необъятной революцию, взорвал зрительные залы смехом и сорвал лавры, - если не приглядываться, так ничего, кроме бутафорских башмаков с невероятными носами и тонны грима, ты и не увидишь. «Блю, блю, блю канари», то есть голубая канарейка по-нашему, - но что уж в этом номере в самом деле такого невероятного?

Два чудака на сцене изображают игру на гармошках и раскрывают рты в нужном месте, – поют. Третий с сачком в руках озирается по сторонам, а затем включается в игру: начинает подпрыгивать. Ну, и что такого? А ведь, подижты, публике нравится, номер был включен даже в Мировую энциклопедию клоунады. И, думается мне, неспроста.

А вот другой пример сценки, разыгранной перед зрителем уже не на театральных подмостках (из статьи Натальи Тихоновой «Мой район», 21 декабря 2006). Посреди городской суеты появляется искусственный водоем – надувной бассейн. Артисты Клоун-мим театра «Лицедеи» опускают на воду плот, вскарабкиваются на него и отправляются в дальнее путешествие.

Случайные зрители от неожиданной картины такой впадают в ступор и останавливаются посмотреть, чем закончится морская эпопея. А события в бассейне тем временем развиваются стремительно: на плот напала акула и пытается сбросить путешественников в воду. Клоуны по-настоящему напуганы. Жертв не избежать, - даже самые ворчливые прохожие прекращают брюзжать, все замирают в ожидании развязки.

И лишь двое нетрезвых мужчин бросаются на помощь артистам. Но только те оказались в воде, как Лицедеи напару с акулой выбрались из бассейна и скрылись с глаз толпы. Артисты сбежали, но представление продолжается. Зрители всегда должны доводить дело до конца. И вот они уже аплодируют двум нечаянным героям. Мини-спектакль состоялся, зритель сопереживал, а что еще нужно настоящему артисту?

Основоположником современной пантомимы считается Этьен Декру. Именно он создал систему пластического воспитания актера и стал учителем для других не менее известных французов – Марселя Марсо и Жана-Луи Барро. В России и в Советском Союзе пантомима была включена в систему театрального образования. Ею не брезговал ни Всеволод Мейерхольд, ни Михаил Чехов, ни Юрий Любимов...

В СССР это направление развивали успешно Леонид Енгибаров и Вячеслав Полунин, причем каждый по-своему. Енгибаров внес пантомиму в цирковые номера, Полунин расширял границы пантомимы за счет клоунады.

В конце 70-х прошлого века Клоун-мим театр «Лицедеи» был как глоток свежего воздуха. Ничего похожего прежде советский зритель не видел. Необычайная популярность клоунов догоняла и даже опережала Лицедеев. Их приглашали на телевидение. Они с успехом гастролировали по стране и за рубежом. Их везде ждали, им всегда аплодировали. В конечном итоге именно эта популярность и послужила поводом для эмиграции многих актеров. Отечество, хоть и признало своего пророка, ничего, кроме аплодисментов, дать не могло.

Как признался Вячеслав Полунин, он просто устал стучаться в закрытые кабинеты чиновников и в начале 90-х эмигрировал за рубеж. Тогда в газетах появились эпитафии: «Лицедеев» больше нет. Ан-нет, ошиблись. Уникальный театр никуда не делся. Более того, артисты строят планы, гастролируют, снова срывают банк аплодисментов. 16 декабря, в воскресенье, в Челябинском театре юного зрителя выступали «Лицедеи».

Среди полюбившихся номеров, ставших уже классикой жанра, были и новые. Сценка «На дискотеке», наверное, известна зрителям, которые отслеживают отечественные юмористические программы. Три клоунессы задирают друг друга, пытаясь прогнать с танцпола конкуренток, всячески привлекают внимание единственного мужчины. Но мужчина, увы, выбирает партнера себе под стать и вместе с ним покидает сцену.

«Лицедеи» не свернули со своего программного курса. Комедианты никогда не забывали про зрителя. Собственно говоря, изюминкой театра является эта обязательная включенность зрителя в творческий процесс. Артистам большого труда стоит усидеть-устоять-улежать на сцене. Они то и дело срываются в зрительный зал, чтобы лишний раз заглянуть в глаза девушки из четвертого ряда или потереть лысину мужчине из первого, или пожать руку, посидеть у кого-нибудь на коленях. Да сколько еще можно интересного придумать! Зритель идет на спектакль уже подготовленный. Он точно знает, что если его место в первом ряду, то лучше сразу приготовиться к холодному душу.

«Фантазия – это всего лишь предчувствие. А мечты существуют для того, чтобы сбываться. Иначе какой в них прок?» (Вячеслав Полунин).