4 сентября 2008, Автор: Записала Ольга ТИТОВА

Михаил Юревич: «Челябинск можно сравнить с Турином или Лионом»

Михаил Юревич: «Челябинск можно сравнить с Турином или Лионом»

В апреле 2008 года мэр Михаил Юревич подписал распоряжение о разработке стратегии развития Челябинска. Была проведена масштабная работа, в которой приняли участие официальные структуры, представители общественных организаций, ученые и просто горожане. Сегодня о настоящем и будущем нашего города рассуждает сам глава. 3 сентября в челябинской редакции «Российской газеты» состоялся «Деловой завтрак» с участием мэра Михаила Юревича.

Промышленное настоящее

- Челябинск – промышленный центр, - начал беседу Михаил Валериевич. - Туристы к нам приезжают нечасто. Но внедрение в промышленном производстве современных технологий ведет к совершенствованию общеобразовательного уровня населения, а значит, растут потребности в культуре, спорте, искусстве.

В каждой стране есть аналог Челябинска. Наш город можно сравнить с Турином (Италия), во Франции это Лион. Я специально называю города, в которых проживает приблизительно такое же количество населения, как и у нас. Притом, что по уровню насыщенности промышленных предприятий Челябинск их даже опережает. Мы взяли курс на улучшение облика Челябинска. И я уверен, что уже лет через пять по качеству жизни и ухоженности улиц мы будем выглядеть лучше, чем та же итальянская промышленная столица. Ну, не хуже – это точно.

Хотя в 90-е годы по Челябинску был нанесен мощнейший удар: огромное количество предприятий и в области, и в самом городе перестали существовать. Были распущены трудовые коллективы, которые сейчас уже невозможно восстановить. Такого кошмара не было ни в Москве, ни в Свердловской области, ни в Башкирии, ни в Кургане. Многие заводы потеряны безвозвратно. На их месте сейчас либо торговые комплексы открыты, либо пустующие здания просто заброшены – там можно фильмы ужасов снимать.

Опасения за ЧТЗ

- Большое опасение вызывает будущего Челябинского тракторного завода. Журналисты нам сообщают об успехах предприятия. Но это ложь. Да, есть подъем: та устаревшая техника, которую выпускает ЧТЗ, все еще пользуется спросом. Но завод упускает время для коренной модернизации. Ему нужен стратегический инвестор в лице, ну, хотя бы нашего олигарха – «Газпрому» его хотели продать. Олег Дерипаска, вероятно, был бы самым лучшим вариантом, но он уже купил в Харькове завод, ЧТЗ ему больше не нужен. В конце концов, даже и иностранная компания подойдет. Если ЧТЗ «рухнет», то городу будет нанесен сумасшедший удар.

Заводу необходим стратегический инвестор. Не думайте, что это камень в огород нынешних собственников предприятия. Я уж не говорю о том, что непонятно, как завод достался этим собственникам. Как мэр города я обязан обращать внимание на предприятие. Производство для нас первично. Если будет производство, то будут и рабочие места. Нельзя, чтобы ЧТЗ превратился в съемочную площадку для фильмов или в торговые галереи с элементами станков.

Тонкости бюджета

- Два года назад бюджетное устройство города изменилось, и у Челябинска появились постоянные источники дохода. Основной из них – это трансферт из областной казны по переданным полномочиям, другой – подоходный налог и, наконец, налог на имущество.

Налог на имущество мы поднять не можем, хотя теоретически он мог бы давать большие поступления в бюджет. Невозможно поднимать налог выборочно по квартирам, но нельзя забывать и о пенсионерах. Была же допущена ошибка в начале этого года, когда Дума пересчитала налог на имущество, а город об этом не оповестила. Людям пришли счета за квартиру на 200 и 300 рублей. Конечно, большинству наших пенсионеров такие суммы не по карману.

Собственные доходы Челябинска – налогооблагаемая база – это примерно 20 процентов от суммы бюджета, все остальное – трансферт. Есть города, у которых только пять процентов собственных доходов. При этом от подоходного налога городу достается только 30 процентов, остальное уходит в область. Для сравнения: в 2006 году оставалось 40 процентов.

Муниципалитет настаивает на том, чтобы не 30, а 50 процентов от суммы собранного подоходного налога оставалось в городском бюджете. В Челябинской области есть промышленные города, - например, Кыштым, Карабаш, – на территории которых работают суперрентабельные предприятия. Но выйдите за территорию завода. Что там? Нищета, грязь, асфальта нет, денег нет. Челябинск пять-семь лет назад был в такой же ситуации. Я был в ужасе от Металлургического района: света нет, дорог нет, грязь сплошная. И Ленинский район до сих пор в таком же состоянии.

Дорожное строительство

- На следующий год мы запланировали масштабную реконструкцию Ленинского района, сейчас как раз готовится проект. На эту задачу будут «брошены» большие деньги. Ленинский район пока самый отстающий в городе, надо его подтягивать.

Скоро будут закончены работы по строительству ливневого коллектора, и тогда мы сможем доделать Копейское шоссе – сейчас просто некуда слить воду. В планах – ремонт улицы Машиностроительной и расширение Новороссийской. Трамвайную линию по улице Новороссийской, скорее всего, перенесем в центральную часть дороги.

К сожалению, в план строительства не попал Новоградский проспект. Часть магистрали выходит за пределы городской черты, прежде необходимо разобраться со статусом земель. Областной институт подготовил проект строительства, но реализовать его не представляется возможным. Данное направление – ЧМЗ-северо-запад – мы свяжем по другому пути.

Начато проектирование еще одной связи с ЧМЗ – это улица Чайковского. Ее пустим по промзоне до улицы Радонежской. Таким образом, снимем автомобильный поток со Свердловского проспекта.

С дорогами в Челябинске ситуация наладится. Уже идем к этому. Хотя, вы знаете, в 2008 году губернатор выделил миллиард рублей на строительство дорог. Город же получил только чуть больше 300 млн. рублей, а уже сентябрь. Где еще 650 миллионов? Этот вопрос следует адресовать Виктору Николаевичу Дятлову. Он сделал все возможное, чтобы мы деньги в строительный сезон не получили. Деньги не пропадут, освоятся на следующий год частично, но, возможно, план по дорогам в этом году мы не выполним. У меня выборы предстоят в марте – надо же подножку поставить. Но ничего страшного. Главное, что деньги поступили.

О метро

- Строительство метро – это заведомо нерентабельный проект, но не я его начал. Городские деньги на строительство идут незначительные. Раз уж проект запущен, то ничего не поделаешь, хотя я средства населения на него не стал бы тратить. Финансирование осуществляется в основном за счет областного и федерального бюджетов. Метро должно быть полноценным, полветки проблемы не решат. Практически во всем мире уже от метро отказались.

Сроки окончания строительства? Их нет! Не верьте обещаниям пустить метро в ближайшие два или три года. Чтобы достроить первую очередь, нужно минимум 40 млрд. рублей. В год выделяется по миллиарду. Считайте сами. Пока что прорыли несколько туннелей. Смешно. К ним надо аварийные выходы и вентиляцию провести. Недостаточно проложить туннель, еще нужно станцию построить, а стоит она дороже, чем вся ветка. Пока же строители только откачивают воду из этих туннелей.

Проблема в том, что подрядчик убогий, работать не умеет, а заменить его решились только сейчас, хотя назначен он был давно. Говорят: госконтракт разорвать нельзя. Но такого понятия нет – это обыкновенное вранье для журналистов. Сейчас принято решение завести несколько других подрядчиков.

Всем рассказывают, какой замечательный подрядик. «Ловат» должен проходить 70-100 метров в месяц, а он сколько проходит? Двадцать. Ну, не умеют люди работать, нет специалистов, но есть деньги. В то же время замораживать проект нельзя. Я считаю, метро лучше достроить. Но такими темпами строительные работы еще долго будут продолжаться.

Квадратные метры

- В Челябинске среди городов-миллионников самое дешевое жилье. Квадратный метр в новостройке в Чурило стоит 33 тысячи рублей. При этом жилье в городе востребовано. Цены удается удерживать за счет большого выбора предложений. И этот ценовой ориентир, который существует сейчас, город устраивает.

В счет стоимости квадратных метров в новостройках входят и коммуникации, и дороги, и школы, и садики, и пожарные депо, и поликлиники. Кварталы нуждаются в этой инфраструктуре.

Удорожание квадратного метра происходит и из-за роста стоимости расходных материалов. С начала 2008 года металл подорожал на 50 процентов. Цемент в цене сейчас немного упал до уровня прошлого года, а в апреле-мае цена взлетала выше мировой в два раза. Ну и, конечно, стоимость труда резко возросла, потому что есть дефицит специалистов в строительной отрасли.

Рентабельность у строителей соблюдается при себестоимости от 26 до 30 тысяч за квадратный метр. Я не беру в расчет центр города – там отдельная история. Даже в Америке. Сейчас эта страна переживает ипотечный кризис. Квартиры уходят за гроши (на окраинах цена упала в два-три раза), но в центре городов жилье продолжает дорожать. Если Челябинск сумеет сохранить минимальную стоимость квадратного метра, то уже через два года – я абсолютно в этом уверен – жилье для горожан будет доступнее, чем сейчас.

Челябинск в этом году сдаст 700 тыс. квадратных метров жилья. Екатеринбург, кстати, сдаст не меньше, зато стоимость жилья намного дороже, правда, и город богаче. В Екатеринбурге строятся высотные дома, элитарные – это заметно. У них просто нет панелестроительного комбината, а у нас их два. И еще один в Миассе, хотя работает на Челябинск. Запретить строить в Челябинске панельные дома – значит поставить на грань разорения эти комбинаты.

Недавно наши панелепроизводители такие цены задрали, что кирпичные монолитные дома оказались дешевле. Ужас! Сейчас металл подорожал, а в каркасных домах металла намного больше, чем в панельных. Ситуация снова вернулась к изначальной позиции. Построить элитное жилье можно, но необходимо учитывать, что основная масса покупателей – это люди с невысоким достатком. Им эта красота с подземным паркингом просто не по средствам. Надо строить максимально много максимально дешевого жилья. Основной упор нужно делать на «дешево и сердито».

О будущем Челябинска

- Я хочу, чтобы Челябинск и по внешнему виду, и по качеству жизни соответствовал лучшим европейским городам; чтобы молодежь, получив образование, находила здесь интересную и высокооплачиваемую работу; чтобы не прерывались традиции, передаваемые от поколения к поколению. Существующая тенденция позволяет осуществить задуманное уже лет через пять. Я абсолютно уверен, что нам это по силам. Исторически сложилось, что Челябинск – промышленный, нетуристический город. Исходя из этого, и нужно строить планы на будущее.