18 января 2010, Автор: Наталья Фирсанова. Фото Вячеслава Никулина.

Крещение с верой и покаянием

Крещение с верой и покаянием

Православные готовятся к празднованию Крещения Господня, которое совершается 19 января. Этот праздник отмечается так же торжественно, как и Рождество Христово.

- Событие Крещения в некотором смысле имеют даже более праздничный знак. Потому что из безвестности Спаситель выходит на общественное служение, дарует людям Таинство Крещения, в котором мы омываемся от первородного греха и рождаемся для жизни с Богом, - рассказывает о смысле и значении праздника настоятель храма «Утоли моя печали» протоиерей Дмитрий Алфёров.

– Рождество и в большей мере Крещение Господне напоминает ещё и пасхальные события, перекликается со Страстной седмицей. Потому что для Спасителя рождение, схождение в человеческую природу было, как говорят святые отцы, добровольным обнищанием, ограничением себя ради нашего спасения. Тем не менее, этот праздник очень радостный, дарующий нам надежду на очищение, обновление, возрождение с помощью Божьей.

Празднику предшествует Крещенский сочельник – время строгого поста. В этот день в храмах после Божественной литургии совершается великое освящение воды. Верующие берут немного святой влаги, приносят её домой, окропляют жилище, поют праздничный тропарь и готовятся к вечернему богослужению.

По окончании праздничной службы совершается крестный ход к водоёму. В воспоминание о Крещении Спасителя, которое Он принял от Иоанна в реке Иордан, священнослужитель освящает воду. Только после этого она приобретает благодатные свойства, и верующие с молитвой и радостью в душе совершают погружение в «иордань» – так называется вырубленная в виде креста купель.

К сожалению, люди нередко воспринимают Крещение как время массового «моржевания», отчаянно ныряют в обжигающую воду, выпивая «сто грамм» для храбрости, а после купания с флягами спешат к раздаче святой воды. К великому христианскому празднику подобные «традиции» не имеют никакого отношения. Без веры, без покаяния, как наставляли святые отцы, «вода останется водою».

- Сейчас очень мало радости в событии Крещения, - огорчается отец Дмитрий. – По нашим наблюдениям, люди нелюбопытные, непонимающие, что происходит, приезжают на озеро Смолино до начала праздничного богослужения, лезут в воду. В таком случае, что мешает просто сделать прорубь и в ней плескаться? По незнанию люди «накручивают» вокруг события Крещения нелепые легенды. Например, считают, что при погружении в купель смываются все грехи. Представляете? Жизнь христианина наполнена тяжкой борьбой с собственными грехами. Она требует сосредоточенности, внимания, глубокой веры, надежды. Весь церковный ритм жизни подчинён этому.

- Неразумно думать, что человек, окунаясь в воду, в миг смоет с себя внутренние изломы, противоречия и так далее. Печально, что нередко люди приходят в нетрезвом виде, оскверняющем образ Божий, каковым является человек. Причём внутренняя дикость, агрессия порой настолько устрашают нас, что мы беспокоимся, как бы в таком бурном разгуле не произошло несчастье.
Мы размышляем над этой ситуацией, потому что не хотим, чтобы Крещение ассоциировалось с безудержным разгулом. Надеемся, что это событие просветит тех, кто пришёл в храм, соприкосновение со святыней оживит чувства, отзовётся ощущением радости.

И ещё один важный момент – раздача крещенской воды. В последнее время наблюдается очень чёткая тенденция: чем больше веры, тем меньше сосуд, который берётся для святой воды, и наоборот - чем меньше вера, тем больше сосуд, который приносят с собой.

Не нужно брать много святой воды, ведь она восполняется. Если она освящает наши дома, то освящает и обычную жидкость. И в этом нет никакого уменьшения благодати. Верующие принимают её для исцеления от болезней, душевного уныния, очищения жилища и вещей. В течение года крещенскую воду благоговейно хранят в течение всего года и относятся как к святыне.

Как это было
• В начале XX века в Челябинске на реке Миасс в Крещенский сочельник готовили две Иордани: прихода Свято-Троицкого храма у Преображенского спуска и Христорождественского прихода у Азиатского спуска. Каждый приход своим спуском шёл крестным ходом к Иордани, совершалось таинство водосвятия. Многие желающие совершали погружения во святую Иордань. Во всех храмах совершался чин великого освящения воды.

• В годы советской власти проведение православных праздников было невозможно. По сохранившимся документам, в Челябинске последний крестный ход с устройством Иордани совершён в 1933 году. В это время в городе остался только один кладбищенский Симеоновский храм без колокольни (её верхняя часть была снесена). При храме служили два духовных лица. В январе 1933 года Православная община храма обратилась в горсовет с просьбой разрешить крестный ход и устройство Иордани на реке против улицы Тагильской. Горсовет разрешил, но маршрут движения изменил на второстепенные улицы (по задворкам), а устройство Иордани определил «напротив огородов артели инвалидов, не доходя до водопроводной станции».

• В январе 1946 года в Челябинске разрешили совершение молебна и крестного хода на иордань. Слух об этом моментально разнёсся по городу. 19 января мост по улице Кирова и часть берега Миасса от моста до улицы Елькина заполнили зрители. От улицы Каслинской до улицы Елькина по льду был проложен санный путь в одну колею. По этой дорожке и двинулась цепочка людей с мерцающими в руках «светлячками памяти». В ширину по дороге могли идти по два-три человека, и шествие растянулось. Вид мерцающих огоньков был поразителен. Вскоре и на мосту появились светящиеся точки. Это были поллитровые баночки с горящими свечами. Как смогли люди в войну сохранить эти свечи – одному Богу ведомо…

• В 2002 году в челябинском храме в честь икону Божьей Матери «Утоли моя печали» впервые была устроена Иордань на озере Смолино. 19 января 2003 года у новой Иордани после крещенской службы собралось множество людей. Был совершён крестный ход, освящение озёрных вод и погружение прихожан – от мала до велика – в воды Иордани.