29 апреля 2008, Автор: Ольга ТИТОВА

Одна голова - хорошо, а две – урод...

Одна голова - хорошо, а две – урод...

Константин Уральский утвержден на должность художественного руководителя балетной труппы Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени М.Глинки. Сюрприз? Неужели!

Современные афоризмы (смотри заголовок) хоть и искрометны, но все же проигрывают первоисточнику. Почему? Да потому что вторичны. Не мудрено переделать старое, новое придумать – вот непосильная задача. В Челябинском оперном театре нечто похожее получилось: старую рану, загноившуюся сверху, пластырем заклеили и объявили эти нехитрые манипуляции кадровыми перестановками, решением проблемы, над которым долго и мучительно работали.

Только Мессия мутантом оказался двухголовым: Уральского на должность худрука балета не мытьем, так катаньем утвердили, а что с Кокоревым делать, так и не придумали. Уволить нельзя: он ведь не зря в «Единую Россию» вступил, партийную ячейку при театре создал - знал, что делает, хитрец. К тому же поднаторел уже в баталиях с начальством: ему палец в рот не клади, а то прессу соберет да, не дай бог, внутренний мусор на головы общественности вывалит... Но все по порядку.

Во вторник, 29 апреля, художественный руководитель театра оперы и балета Денис Северинов созвал пресс-конференцию, на которой объявил, что ближайшие три года руководить балетом будет Константин Уральский.

- Наши переговоры закончились совсем недавно. Мы получили согласие Константина Семеновича, назначение уже произведено, - бордо рапортовал Денис Александрович. - Все мы знаем прекрасно, что даже не столько деньги держат артистов в театре, сколько дух творчества, который живет в нем.

Руководитель балетной труппы должен обладать определенными навыками и качествами, потому что это ежедневная работа с людьми, решение административных вопросов. Константин Уральский хорошо известен по двум постановкам балетов «Ромео и Джульетта» и «El Мundo de Гойя».

В действительности, широко разрекламированные «Ромео и Джульетта» и «El Мundo de Гойя» - слабые, скучные постановки. От последнего спектакля не только зрители, но даже и танцовщики театра стали носы воротить.

Что касается столичной критики, на которую с такой любовью ссылается руководство театра, так восторженным отзывам того же авторитетного журнала «Балет», главным редактором которого – вот новость! – является мама Константина Семеновича Валерия Уральская, можно противопоставить нелестные отзывы тех же столичных критиков, высказанные за кулисами. Что же делать, раз некоторые из них настолько авторитетны, что не отваживаются озвучить собственное мнение вслух?

Говорить много о «Гойе» не хочется, но поставить точку нужно. Помнится, Денис Северинов не раз провозглашал: этот спектакль может представлять Челябинск и Южный Урал в целом на «Золотой маске». Однако экспертный совет спектакль до фестиваля не допустил.

Денис Северинов объяснил: «Нехорошо совпало два события: работа экспертного совета «Золотой маски» и история с отъездом за рубеж балетной труппы, которая у нас была в ноябре-декабре прошлого года. Возникли сомнения: если в Челябинске некому танцевать, то сможем ли мы достойно выступить в Москве? Экспертный совет просто перестраховался». Вот так во всем оказались виноваты артисты театра.

Что касается Константина Уральского, то, по словам художественного руководителя театра, его не сразу удалось уговорить принять должность. Но в процессе работы над спектаклями между балетмейстером и артистами театра вспыхнули "особо трепетные отношения, которые и повлияли на окончательный ответ".

- Он близко к сердцу принимает те проблемы, которые существуют в труппе, считает Денис Северинов. – Я убежден, что у него достаточно связей, влияния в различных хореографических училищах, труппах, чтобы постепенно исправить ситуацию. Этот человек, извините за выражение, засовывал свой нос везде, начиная от работы артистов, заканчивая уборщицами. Периодически спрашивал, почему линолеум на сцене недостаточно хорошо вымыт.

О Константине Уральском известно, что он окончил Московское хореографическое училище, танцевал в труппе Большого театра. В Америке в 1991-96 годах работал директором труппы Балета Айовы, на которую поставил 15 спектаклей. В 1998 году он открыл в Нью-Йорке свою балетную школу, затем был артистическим директором труппы Балет Нью-Йорк. Сейчас он завершает работу в Москве, чтобы уже в начале мая приступить к исполнению своих новых служебных обязанностей. Числа третьего или четвертого он будет в Челябинске, пообещал Денис Северинов.

Что касается Валерия Кокорева, то он в настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком, который продлится до 9 января 2009 года. На пресс-конференцию главного балетмейстера театра не пригласили.

- Валерий Борисович остается работать в театре, - прокомментировал пикантную ситуацию Денис Северинов. – Никаких репрессий, притеснений в его сторону никто не планирует. Он остается на своей должности, главным балетмейстером, со своей зарплатой и теми обязанностями, которые он выполнял раньше. До тех пор, пока человек находится в отпуске, говорить о каких-то сокращениях или увольнениях невозможно.

Уральский будет осуществлять творческое и административное руководство, займется постановочной деятельностью. Валерий Борисович попадает в подчинение к Уральскому. Никто не говорит ему: убирайтесь вон. Нам каждый человек нужен. Сейчас все театры страны испытывают серьезный кадровый голод. Поэтому все будет зависеть от того, что в этой ситуации выберет Валерий Кокорев: взаимодействие или противостояние.

Фактически Константин Уральский берет на себя должностные обязанности Кокорева. Что останется на долю самого главного балетмейстера, никто толком не знает. Ситуация выглядит комично. С таким же успехом Денис Северинов мог бы нанять в театр уборщицу, которая руководила бы другой уборщицей. Не факт, что станет чище, зато проблем точно прибавится.

Дозвонившись до Валерия Кокорева, я узнала, что он о новом назначении слышит впервые, хотя и ждал его уже давно. О разделении должностей заговорили еще в январе этого года. Тогда уже Валерий Кокорев пытался выяснить круг обязанностей главного балетмейстера, но ответа на свой вопрос так и не получил.

Обнаружились и другие интересные подробности. По словам Валерия Кокорева, в отпуск по уходу за ребенком его фактически вынудили уйти. Идея с отпуском возникла во время подготовки балета «Синдбад». 29 марта состоялась премьера спектакля на сцене театра.

Судя по рассказам Валерия Борисовича, руководство театра делало все возможное, чтобы сорвать премьеру. Во-первых, контракт с балетмейстером был подписан лишь 4 апреля, после того как спектакль уже представили зрителю. Подписан контракт, ясное дело, задним числом, от 25 января 2008 года. Таким образом, Валерий Кокорев занимался постановкой на свой страх и риск. С таким же успехом театр мог и вовсе ничего ему не заплатить за работу.

Дальше – больше. Когда Валерию Кокореву потребовалось вылететь в Москву для срочной встречи с Георгием Гараняном (композитор выполнил оригинальную обработку партитуры Николая Римского-Корсакова для спектакля – авт.), в командировке ему было отказано. Между тем, по словам Валерия Борисовича, решалась судьба партитуры, без которой не было бы и самого спектакля.

Чтобы осуществить поездку, Кокорев был вынужден уйти в отпуск. Тут же в театре состоялось совещание руководства с участием спонсоров. Каково же было удивление балетмейстера, когда один из спонсоров спектакля позвонил Валерию Кокореву на сотовый и спросил, почему тот решил отказаться от «Синдбада».

О том, что будет дальше, Валерий Кокорев пока не знает. На мой вопрос о том, согласится ли он работать под началом Константина Уральского, Валерий Борисович ответил однозначно: «Нет». Кстати, балетная труппа о назначении до сегодняшнего дня тоже ничего не знала. Официальное знакомство танцовщиков театра с новым художественным руководителем балета ожидается вскоре.

На фотографии – Константин Уральский.