17 апреля 2014, Автор: Служба информации

В Челябинской области началась «оптимизация» сельской культуры

В Челябинской области началась «оптимизация» сельской культуры

Сами по себе слова, оптимизация и модернизация, которые популярны в современной России, хорошие. Но в контексте последних событий они выглядят не слишком привлекательными.

Как известно, культуры много не бывает. Что касается сельских территорий, там скорее жители испытывают ее недостаток, нежели избытки. Мы все знаем, что 2014 год в России объявлен Годом культуры. Это означает в числе других позиций, что она должна привлечь пристальное внимание власти, в том числе в качестве материальной поддержки.

Согласно майским указам президента РФ, к 2018 году зарплата работников культуры должна сравняться со средней по экономике региона. Это произойдет поэтапно, и уже в 2014 году денежное вознаграждение библиотекарей, руководителей народных коллективов, методистов и других специалистов сферы культуры должна приблизиться к 15 тысячам рублей.

В декабре все учреждения получили дополнительные средства, которые пошли на выплату зарплат. Премия получилась весьма внушительной. О таких деньгах люди даже не мечтали. Таким образом, отметилась положительная динамика по прошлому году. По всей видимости, возможности иссякли, а отчитываться по майским указам придется. В феврале-марте все учреждения культуры получили рекомендации от регионального министерства культуры, в которых предлагается произвести некоторые мероприятия, которые все-таки позволят «повысить» денежное вознаграждение работникам культуры. Денег дополнительных нет, а потому за красивыми словами об оптимизации кроется элементарное сокращение ставок или рабочих часов.

- Письма с рекомендациями я как такового не видел, - рассказывает директор учреждения культуры Родниковского сельского поселения Троицкого муниципального района Алексей Ниранчук. - Нас вызвали в район на совещание и объяснили, что надо произвести ревизию штатного состава, уменьшить численность или часы работы. За счет такой экономии увеличить ставки специалистам. Я вот сейчас набросал все, что можно сделать. У меня все равно средняя ставка больше 10 тысяч рублей не получается. При этом я убрал весь технический персонал и сократил рабочее время. К примеру, ситуация по заведующей библиотеки. Ее ставка была 11300 рублей, плюс к этому она получала полставки уборщицы – это еще 2800 рублей. Полставки убрали, вписали уборку помещения в ее служебные обязанности. Формально ставка увеличилась – по сути она будет получать даже меньше денег, выполняя те же самые обязанности. У нас четыре филиала в удаленных поселках, там методисты работали на полставки, получали 3600 рублей. Сейчас они будут зарабатывать 3400, но это уже четверть ставки. То есть они должны работать по полтора часа в день. За это время можно успеть прийти в клуб, открыть дверь, пройтись по коридорам и закрыть дверь. А ведь они там полноценно работают. Есть детские кружки и творческие коллективы для взрослых. И люди это не бросят. Как работали, так и продолжат работать, и никто на часы смотреть не будет. Я не могу закрыть эти филиалы. Здания разбомбят, если там не будет хозяина. В результате вот такого перекраивания бюджета, все потеряли в деньгах. Рабочее время уменьшилось, а нагрузка осталась прежней. Плюс к этому добавилось квадратные метры площадей, которые придется мыть специалистам по культуре совершенно бесплатно.

А вот директор МУ «Кулуевская ЦКС» Аргаяшского муниципального района Людмила Мусина не торопится исполнять рекомендации, ибо избыточных для оптимизации ресурсов она не видит, равно как и смысла что-то менять в предлагаемых обстоятельствах:

- Я отказываюсь это делать, говорю, давайте уже мне приказ. Потому что добровольно сокращать людей или переводить их на укороченный рабочий день я не буду, - говорит Людмила Ивановна. - Мы и так живем достаточно скромно, и деньги расходуем эффективно, точнее их нет и экономить нечего. У нас в системе 5 сельских клубов, культорганизаторы в них получают по 5-6 тысяч рублей. Что там оптимизировать? Разве только закрыть. Малокомплектные начальные школы тоже закрыли. Были капитальные здания - теперь руины. Мы конечно не можем себе позволить капитальный ремонт учреждений культуры, денег нам на это не дают, но мы сами проводим косметику и не даем развалиться тому, что имеем. Лучше бы посмотрели, почему в ночных клубах подросткам пиво продают. К нам на дискотеки они перестали ходить, говорят: продавайте пиво, тогда придем. Глава поселения соглашается с нашей позицией. Мы будем использовать все возможности, чтобы оставить культуру в поселении хотя бы на том уровне, на котором она существует сейчас. Не надо нам такого повышения зарплат. Спасибо за Год культуры.

- Мы дотационное поселение, - говорит глава Травниковского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Николай Рыбин. - Нам пришлось провести сокращение – где-то убрали вакантные ставки, у кого-то совмещение, сократили технический персонал. Денег нам не добавили, а увеличить зарплату необходимо внутренними ресурсами. У директора Травниковского центра народного творчества Натальи Завьяловой пришлось убрать полставки, которые она получала за то, что ведет хор ветеранов. А ведь она фанат своего дела! Я думаю, она своих пенсионеров все равно не бросит, не такой человек. Как пели, так и будут петь. И меня она поняла. Нам удалось поднять зарплату работникам культуры, и, с одной стороны, я рад за них. Но с другой, пришлось снять деньги и с других статей расходов. А деньги нам сегодня нужны и на воду, и на дороги. Колонки надо ремонтировать, котельные, труба на скважине прогнила. Прежде чем проводить подобную оптимизацию, надо было бы с нами посоветоваться. Надо коллегиально решать такие щепетильные вопросы. Мы от сохи, на самом низу, нам виднее, где деньги нужнее. Вид делаем, что о людях думаем. Живем по принципу, день прошел и ладно. Но на душе не спокойно, врать надоело. Хотя, мы трехжильные, мы все выдержим.

- Нет я не буду заниматься искусственным повышением зарплаты работникам культуры, - говорит глава Тимирязевского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Владимир Горев. – Мы живем без дотаций на свои собственные деньги. Нельзя диктовать нам условия. Вопросы культуры и спорта в нашем поселении приоритетные. Мы достигли определенных успехов именно потому, что умеем считать деньги и грамотно ими распоряжаться. Повышение зарплаты пока нам не по карману. В районе 14 тысяч рублей мы им можем обеспечить уровень дохода, но не больше. А сокращать культуру в сельских территориях нельзя ни при каких обстоятельствах.

Далее едем дальше. Село Серпиевка Катав- Ивановский район. Здесь большой Дом культуры и сельский клуб.

- А нас даже не спрашивали, - рассказывает директор Дома культуры Наталья Буровкова. – Вызвали в районное управление культуры, зачитали письмо министра культуры Челябинской области, сообщили о том, что была создана комиссия по оптимизации «культурных излишек» и предложили готовую схему сокращения штатов. Художественному руководителю оставили только полставки, а она у нас выполняет роль и режиссера организатора, и сценарии пишет, занята по полной программе. До «повышения» зарабатывала 7 тысяч рублей. Рассчитывали на 10 тысяч. Но в этом году мы ни разу увеличенную ставку не получили, зарплата осталась на уровне прошлого года без учета декабря, в котором нам выплатили премию. Полставки убрали у аккомпаниатора, то есть он теперь у нас будет работать 2 часа в день. Помимо того, что аккомпаниатор проводит в селе все мероприятия, он руководит еще вокальным ансамблем и ведет кружок гармонистов для детей. Видимо, это уже излишки. Полностью сократили ставку руководителя кружков. Она вела у нас женский клуб по интересам и кружок развития для детишек. Убрали дворника и электрика. Две уборщицы при том же объеме остались на 0,75 ставки. В клубе оставили только заведующего и техничку, ликвидировали ставку художественного руководителя. При этом нам сказали, что объемы творческой жизни должны сохраниться, иначе с нас спросят. Короче говоря, работайте, и ни в чем себе не отказывайте. Хотела бы я посмотреть хотя бы одно сельское учреждение культуры, где чего-нибудь есть в избытке. Мы даже на фестивали и в соседние деревни на праздники ездим за свой счет на личных машинах. Правда, коллективы по 8-15 человек показать где-нибудь не имеем возможности, автобусов в частных владениях у нас нет.

Вот этот ряд рассказов о способах «оптимизации излишек» мы можем продолжать, процесс происходит повсеместно. Реакция – подчиняются или не подчиняются, ссылаясь на муниципальное полномочие и невозможность вмешательства вертикали в дела органов местного самоуправления. Однако нет ни одного представителя из области сельской культуры, который бы назвал ситуацию нормальной и полезной.

В селах два очага культуры – школы и клубы. Они мало обеспечены, но функции свои выполняют. Если и есть «халявщики», то это единицы. И сегодня все прекрасно понимают, что под благовидными предлогами «оптимизации» происходит перетасовка цифр, чтобы отчитаться перед президентом РФ за поэтапное повышение заработной платы работникам культуры. Делаем хорошую мину при плохой игре.

Этот материал на минувшей неделе был отправлен в региональное министерство культуры, комментарий мы пока не получили. На днях глава Родниковского сельского поселения Николай Гуцуляк получил письмо из районного управления культуры, смысл в нем такой: «Если вам вдруг денег на повышение зарплат не хватит – обращайтесь». Возможно дошла информация о нашем материале, ибо изначально было сказано: «И не рассчитывайте!». Вот такая грустная «культурная оптимизация».