9 июня 2014, Автор: Ирина Дурманова

Восемь вместо одного: какие сложности влечет за собой реформа МСУ?

Восемь вместо одного: какие сложности влечет за собой реформа МСУ?

В сентябре челябинцам придется привыкать к новой структуре города. Как известно, Государственная Дума РФ приняла поправки в закон об основных принципах организации местного самоуправления. Они существенные, не все регионы приняли на себя новые правила, Челябинск вошел в число лидеров реформы. На заседании экспертного клуба «Искусство политики» его организаторы предложили задуматься, а не поторопились ли мы так круто изменить свою жизнь?

События развивались стремительно. Челябинск, готовясь к выборам городской думы в сентябре, до последнего не знал, сколько и каких депутатов мы будем выбирать. После принятия поправок были проведены публичные слушания, на основании которых реформу взяли на вооружение. После сентября областной центр, который до сего времени являлся единым муниципальным образованием, будет разделен на восемь самостоятельных территорий – точнее семь районных территорий, и один централизованный городской округ, как бы виртуальный, без земель, границ и населения. До реформы мы должны были выбирать 37 депутатов, сейчас - 170. Свои голоса избиратели будут отдавать за районных кандидатов. Далее каждое муниципальное образование делегирует в городскую думу по семь своих представителей. Таким образом, Челябинская городская дума будет состоять из 49 депутатов. Понятно, что в Челябинске появятся восемь глав и восемь сити-менеджеров. На самом деле сама по себе схема хорошая, в ней много плюсов, прежде всего с точки зрения доступности власти. Однако есть существенные моменты, которые сегодня тревожат экспертов. Об этом и шла речь на заседании клуба в минувшую пятницу, 6 июня.

- На мой взгляд, спешка при принятии решения обернется для города большими проблемами, - считает Юрий Гурман, который входит в состав российского экспертного сообщества по вопросам местного самоуправления. – Первый момент, который вызывает массу вопросов, это сама процедура принятия решения о реформе. Надо понимать, что подобные преобразования влекут за собой изменения в уставе городского округа. Они производятся только после согласования с жителями муниципального образования. Являются ли публичные слушания механизмом согласования? Этот вопрос я задал коллегам из Совета Федерации, и мы сошлись во мнении, что они не могут обеспечить легитимность принятия данного решения. Только референдум. Реформа МСУ - не предмет публичных слушаний, которые могут принимать решения только по нормативным актам. Во что это может вылиться? Кто-нибудь из недовольных итогами выборов кандидатов обратится с иском в суд о признании выборов нелегитимными. И у него будут на это основания. Если на уровне региона такой иск и не пройдет, то Конституционный суд РФ, вполне вероятно усмотрит в процедуре реформы нарушения. Я не говорю сегодня о том, хороша такая реформа для Челябинска или нет. Меня волнует момент, который носит чисто юридический характер. Может быть она и хороша, потому что однозначно повышает активность граждан и политическую конкуренцию. У активных людей появляется больше шансов проявить себя на политическом поле города, участвовать в развитии местного самоуправления. Но переходя на новую систему, стоило готовить площадку более тщательно.

10 июня состоится заседание регионального Законодательного собрания, с огромной долей вероятности депутаты примут положительное решение о реформе. Сразу же встанет вопрос по образованию 170 округов, 320 участковых избирательных комиссий. Они должны создаваться при условии четких границах муниципальных территорий, а они пока размыты. И это не самый сложный вопрос.

- На практике, перенесение двухуровневой системы МСУ на городскую почву, влечет за собой огромное число конфликтов и скандалов, пока будут разбираться, кто за что отвечает, - продолжает Юрий Альбертович. – У вновь образованных муниципальных образований пока нет ни бюджетов, ни собственности. До нового года органы местного самоуправления будут разбираться со всем хозяйством и делить город, забудут про коммуналку. В районах понадобятся дополнительный штатные единицы, потому что документооборот вырастет в разы. Когда Владимир Путин выступал перед губернаторами по новому законодательству, сказал, не торопитесь, не принимайте решение с бухты-барахты. Челябинск поспешил, и сейчас возникает много сомнений.

- Те же самые разговоры я слышу у нас в депутатском корпусе, идут споры и у меня нет однозначного ответа, нужна нам реформа или нет, - выразил свои сомнения депутат ЗСО, лидер фракции коммунистов Константин Нациевский. – Я и к вам на заседание клуба пришел, чтобы попытаться разобраться в ситуации и сформировать свою позицию. Но пока этого не произошло.

При всех «за» и всех «против» этой системы члены экспертного клуба пришли к выводу, что главный минус внедрения в Челябинске новой модели МСУ в спешке принятия решения. Кардинальные изменения происходят в летний период, когда горожане заняты дачами и отдыхом больше, чем политикой. Подавляющее большинство представителей местного сообщества, вероятнее всего даже не знают, что им предстоит привыкать к новым условиям. Людям нужна стабильность, но российское политическое поле бросает народ из одной стороны в другую. Структура меняется – а жизнь лучше не становится, как в крыловской басне про оркестр и плохих музыкантов. Все эти модели и структуры государственного устройства скорее выстраиваются под политическую элиту, чем под интересы граждан, которых по большому счету и не спрашивают, что делать. А, если быть объективными, подавляющему большинству граждан подобные вопросы не интересны. Так сложилось, и спрос здесь, по большому с гражданского общества. А оно безмолвствует.

В минувшую пятницу состоялось первое заседание клуба «Искусство политики». Его организаторы благодарят председателя Челябинского отделения Союза художников России Анатолия Костюка за предоставленную возможность работать клубу в одном из самых замечательных мест областного центра – выставочном зале. Тем более в этот день там экспонировались замечательные работы учеников детской школы искусств. А детские работы самые светлые и чистые. Это лишний повод задуматься над тем, что политика – это тоже искусство, требующее таланта и самоотдачи. Халтуру художники видят сразу

С политикой у нас сложнее, как в темном лесу, идешь и не представляешь на ту ли дорогу ты вышел. Зачастую разумнее остановиться и подумать, не заведет ли тебя этот путь в дебри или непроходимое болото.