4 марта 2015, Автор: Наталья Окорокова

Выпускники Южного Урала стали больше любить технические науки

Выпускники Южного Урала стали больше любить технические науки

В Челябинской области все больше выпускников для прохождения итоговой аттестации выбирают предметы технического и естественнонаучного профиля. Об этом рассказала сегодня, 4 марта, заместитель министра образования и науки Елена Коузова на круглом столе, посвященном вопросам развития образования.

Напомним, губернатор Челябинской области Борис Дубровский в своем послании депутатам Законодательного собрания поставил задачу продолжить синхронизацию образования и потребностей экономики региона. В частности, речь шла о дальнейшей реализации проекта ТЕМП, развитии детского технического творчества, повышении интереса к естественным наукам, математике, и технологии.

Елена Коузова подчеркнула, что концепция ТЕМП появилась в Челябинской области год назад. Она была разработана как часть стратегии социально-экономического развития области до 2020 года.

- В принципе, в этом проекте нет ничего нового. В нем сконцентрированы наши размышления о дальнейших путях развития образования, сформулирована его стратегия. Мы исходили из особенностей нашей области – она большая, отличается разнообразными природными и экономическими составляющими. У нас развита промышленность, сельское хозяйство. Для того, чтобы экономика процветала, наши дети должны выбирать те специальности, которые наиболее востребованы исходя из специфики нашего региона, - подчеркнула Елена Коузова.

Концепция ТЕМП включает в себя развитие четырех основных параметров сферы образования. Т – технология. Как подчеркнула Елена Коузова, это не стоит понимать прямолинейно, как развитие в школе уроков труда. Подразумевается и технология преподавания, а также информационные технологии, которые имеют огромное значение в современном мире.

Е – естествознание. В этом блоке идет речь о развитии всех наук, связанных с человеческой жизнью и окружающим миром – биология, физика, химия. М – математика, которая является основой всех человеческих знаний.

- Математическими законами можно описать любые явления природы. Неслучайно этот предмет является обязательным для аттестации на всех уровнях образования, - пояснила заместитель министра.

Сами по себе любые области знания ничего не значат, важно, как именно они доносятся до ребенка. Поэтому последним элементом концепции является П – педагогика. Только хороший педагог, по мнению авторов проекта ТЕМП, может эффективно дать знания и передать технологию обучения.

- Мы должны научить ребенка учиться, в этом состоит главная цель образовательного процесса. Каждое учреждение трансформирует общую концепцию ТЕМП под свои условия, - подчеркнула Елена Коузова.

Реализация проекта ТЕМП стартовала в Челябинской области в мае прошлого года. Но уже сегодня можно сделать первые выводы об эффективности ее реализации. Критерием является количество выпускников, которые выбирают для прохождения итоговой аттестации предметы естественнонаучного и технического блока. Эти предметы сдаются по выбору, и в этом году число выпускников, которые отдали им предпочтение, возросло на 2 – 2,5 процента. Это несколько тысяч молодых людей. Как пояснила Елена Коузова, такого результата удалось достичь путем создания у выпускников правильной мотивации и популяризации естественных и технических наук. На сегодняшний день разработан план мероприятий по реализации проекта ТЕМП до 2017 года.

Директор челябинского лицея № 11 Елена Киприянова подчеркнула, что хотя реализация проекта предполагает расширение финансирования, некоторые мероприятия можно проводить без увеличения количества учебных часов и дополнительных вложений. Например, лицей заключил договор с корпорацией Росатом. По этому соглашению проводятся интересные встречи с представителями предприятий, в частности, в гостях у ребят побывал заместитель директора ядерного центра Снежинска. В школе была организована выставка, которая в увлекательной форме рассказывает детям о работе центра.

- Любая школа может этим воспользоваться. Таким образом мы решаем задачу мотивации детей к занятиям математикой и естественнонаучными дисциплинами, - рассказывает Елена Киприянова.

Директор челябинской общеобразовательной школы № 58 Ольга Алексеева подчеркнула, что и в обычной школе, не обладающей возможностями лицея, можно проводить работу по развитию интереса школьников к математике, технологии, и естественным наукам.

- Все зависит от того, как учитель сможет развить в ребенке интерес. На сегодняшний день в нашей школе старшеклассники осознано выбирают обучение в классе физико-математического направления, туда больше всего заявлений. Поэтому считаю, что такое образование у нас уже востребовано. В нашей школе даже ученики младших классов защищали проекты по математике, и ребята занимались этим с удовольствием, - рассказала Ольга Алексеева.

Кроме того, школа тесно сотрудничает с Челябинским государственным университетом. Не каждое образовательное учреждение может оборудовать лаборатории для занятий естественными науками, но возможности ими пользоваться охотно предоставляют вузы.

Руководитель центра детского технического творчества школы № 97 Татьяна Нейфельд подчеркнула, что инженерно-техническое образование востребовано и у самых юных учеников. В центре учатся 350 школьников младших классов. Они занимаются техническим моделированием, информационными технологиями, основами микроэлектроники и робототехники. Дети, которые еще не изучают, как основные предметы физику и информатику, уже владеют начальными навыками проекторской и технологической деятельности. В дальнейшем это мотивирует их на выбор инженерно-технических специальностей, наиболее востребованных в экономике региона.