26 июля 2007, Автор: Елена ИЛЬИНА

Пенсионная независимость

Пенсионная независимость

Времена, когда пенсия начислялась с учетом трудового стажа, уходят в историю. Сегодняшнее пенсионное законодательство почти целиком основано на страховом принципе. Количество отработанных лет теряет свою значимость, уступая место объемам страховых взносов, которые выплачивает работодатель за своего работника в Пенсионный фонд. А работодатель бывает разный: добросовестный и не очень. Во втором случае работник рискует если не лишиться пенсии, то получать ее в сильно «усеченном» варианте. Как защитить настоящих и будущих пенсионеров от произвола работодателя?

Увеличь себе пенсию

Сегодня на Южном Урале проживает 945 440 пенсионеров. Из них 266 150 человек продолжают работать. Май нынешнего года выдался для местного отделения Пенсионного фонда «горячим» - именно на этот месяц пришлись массовые заявления граждан о перерасчете пенсий, положение о котором действует с 1 января 2002 года. На 1 июля 2007 года такие заявления подали 129 479 пенсионеров.

Напомним, право на перерасчет пособия имеют пенсионеры при условии, что со дня назначения им пенсии или со дня предыдущего ее перерасчета прошло 12 месяцев. В этом сроке должны быть периоды, когда пенсионер работал, и предприятие перечисляло за него взносы в Пенсионный фонд. Последнее условие обязательно: если раньше перерасчет можно было сделать на основании самого факта занятости в течение года или же увеличения заработной платы, то нынче прибавка зависит лишь от объема страховых взносов.

Схема действует так: пенсионер обращается в отделение ПФ по месту жительства с заявлением о перерасчете пенсии. Специалисты запрашивают выписку из индивидуального лицевого счета этого гражданина и на ее основании принимают решение о перерасчете. Прибавка к пенсии рассчитывается по простой формуле: сумму годовых взносов предприятия за конкретного работника делят на среднестатистическое количество месяцев. На данный момент это количество составляет 120. Поэтому, если работодатель за год перечислил за своего сотрудника 12 тысяч рублей, прибавка к пенсионному пособию составит 100 рублей в месяц. Начисляется она с первого числа месяца, следующего за тем, когда было подано заявление.

В этом году положительный ответ о перерасчете получили 98,9 процента заявителей. По информации заместителя управляющего ОПФРФ по Челябинской области Натальи Сигидовой, средний размер увеличения пенсии составил 118, 9 рубля по сравнению с 97-ю рублями в прошлом году. При этом максимальный размер прибавки не ограничен: в отдельных случаях он превышает полторы тысяч рублей. А вот кому-то «повезло» лишь на 20 копеек. 82-м заявителям вообще было отказано в перерасчете. Причина проста: нечего пересчитывать – работодатель не перечислял взносы за своих подчиненных, и пенсионный капитал на их лицевых счетах оказался равен нулю.

Когда работодатель не прав

На сегодняшний день сумма недоплат в Пенсионный фонд по России достигает 11 миллиардов рублей. Недоимка южноуральских предприятий, по данным на начало нынешнего года, составила 1 млрд. 554 млн. рублей. И обещает увеличиться: за второй квартал заводы «Станкомаш» и АМЗ не перечислили 26 миллионов рублей.

Эти два предприятия входят в тройку «лидеров» Челябинской области по неплатежам страховых взносов в Пенсионный фонд. «Станкомаш» задолжал в общей сложности 85 миллионов рублей, автоматно-механический завод – 12 миллионов. А «первое место» уверенно держит Златоустовский машиностроительный завод со своим стомиллионным долгом. Всего же на Южном Урале насчитывается около пяти тысяч работающих предприятий-неплательщиков. Их общая недоимка – 488 миллионов рублей. Другая категория должников – ликвидированные и обанкроченные предприятия. На их совести – более миллиарда рублей общих недоплат. Получить эти деньги не удастся уже никогда.

Но получить взносы с предприятий действующих все-таки можно. Рычаги воздействия у Пенсионного фонда имеются. Это и специальная комиссия при областном правительстве, и профсоюзы, и управление по борьбе с налоговыми преступлениями. Сначала с должниками работают в досудебном порядке, а если не внемлют – дело за судом. Уже при недоимке свыше 50 тысяч рублей дело передается судебным приставам. Правда, отмечают в Пенсионном фонде, особой активностью они не отличаются: с помощью приставов пока удается взыскать лишь 30 процентов неплатежей.

Кто возместит убытки?

Этот груз придется взять на себя государству. 10 июля этого года Конституционный суд решил, что пенсионер, получающий маленькую пенсию из-за того, что предприятие не перечисляло за него средства в Пенсионный фонд, страдать не должен. Пенсия ему причитается «сполна», независимо от степени добропорядочности работодателя. Но вот кто возместит незапланированные расходы Пенсионному фонду?

Как сообщает «Российская газета», решение Конституционного суда касается пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», который предусматривает, что при расчете размера пенсии в страховой стаж засчитываются только те периоды работы, за которые работодатель уплачивал страховые взносы. Решение суда относится и к правилам учета страховых взносов при расчете пенсионного капитала, где предусматривается, что взносы, поступающие от конкретного работодателя, пропорционально распределяются по счетам всех работников этого работодателя.

Эти две нормы рассчитаны на нормальное функционирование системы обязательного пенсионного страхования, когда работодатель неукоснительно выполняет возложенную на него обязанность по своевременной уплате страховых взносов в полном объеме. Но реальность далека от идеала: работодатели не уплачивают страховые взносы, и гражданам зачастую попросту не включают эти периоды времени в расчеты размера пенсии.

Это стало поводом для многочисленных судебных исков. Однако возложить финансовую ответственность по их исполнению на Пенсионный фонд затруднительно: в нем никаких резервных средств на эти цели нет, ведь он формируется из реально уплачиваемых взносов. Поэтому Пенсионный фонд, исполняя такие судебные решения, пересчитывал человеку пенсию с учетом недополученных сумм взносов, и фактически это означало, что финансирование этой увеличенной пенсии происходило за счет всех остальных пенсионеров. По сути, за недобросовестного работодателя расплачивались все работники на солидарной основе.

Такого быть не должно. Суд решил, что за недобросовестного страхователя, не уплатившего взносы, не должны отвечать другие застрахованные лица, за которых работодатели платили нормально.

Разумеется, с нерадивым работодателем надо разбираться. С другой стороны – нужен эффективно работающий механизм возмещения «недоплат». По мнению суда, создать его – дело государства, законодателей, правительства. Но пока механизм не создан, возмещение должно идти из федерального бюджета.
Самое оптимальное решение вопроса – создать определенный страховой фонд, по подобию страхования вкладов в банках или ОСАГО. Система страхования может быть рассчитана и на случай банкротства или временной неплатежеспособности предприятия. При этом недобросовестный работодатель ни в коем случае не будет освобожден от ответственности.

Специалисты считают наиболее эффективным создать новый фонд при Координационном совете объединений работодателей России. В этом случае само объединение будет заинтересовано в том, чтобы разбираться с нерадивыми предприятиями.

Тариф «дополнительного» страхования, по предварительным оценкам, составит порядка 1 процента от фонда оплаты труда.

Всем вновь выходящим на пенсию гражданам после принятия постановления Конституционного суда, пенсия должна рассчитываться исходя из начисленных страховых взносов без каких-либо судебных тяжб. Что же касается пенсионеров, которым пенсия была назначена до принятия постановления КС, без учета соответствующих периодов времени и страховых взносов, то они вправе теперь обратиться в Пенсионный фонд за производством перерасчета размера пенсии, но такой перерасчет может быть осуществлен не ранее чем с 10 июля 2007 года, то есть со дня провозглашения решения суда.