16 января 2013, Автор: Ксения ЮРОВСКАЯ.

Тарифы ЖКХ в 2013 году будут повышаться по плану

Совет Федерации одобрил поправки, регламентирующие сроки изменения тарифов на услуги жилищно-коммунального комплекса. Документ вступит в силу с 1 апреля 2013 года.

Примерно в это же время следует ожидать и повышения тарифов. Таким образом, мы подходим к европейской модели ведения дел в сфере жилищно-коммунального хозяйства — инвестированию в отрасль. Ведь если речь идет об инвестициях, то вложенные деньги должны работать и окупаться, а долгосрочные тарифные планы как раз станут гарантией того, что механизм заработает.

Разберемся в понятиях

Зачастую мы просто не понимаем значения терминов, которые используют специалисты в отрасли ЖКХ. Нет, конечно, скажем, с сантехником мы можем поговорить на понятном всем языке, а как разобраться и принять решение, изучая тарифные планы? Давайте посмотрим. Первое, что необходимо сделать, это разделить понятия «коммунальная услуга» и «коммунальный ресурс».

Коммунальный ресурс — это то, что передается потребителю: вода, электро-энергия, тепло. Коммунальные услуги оказываются специализированными организациями — управляющими компаниями, ТСЖ и прочими, избранными для осуществления управления многоквартирным домом. Обслуживающая организация является исполнителем коммунальной услуги и лишь перепродает потребителю ресурс, приобретенный в ресурсоснабжающей организации (РСО). РСО, в свою очередь, поставляют ресурс или услугу (например, водоотведение) исполнителям коммунальной услуги, а последние уже предоставляют ее гражданам.

Отсюда мы понимаем следующее: цена на услугу должна быть близка к фактической стоимости ресурса и, несмотря на то что коммунальные ресурсы, некоммунальные услуги РСО и коммунальные услуги — вещи разные, они все же связаны между собой. Отметим и тот факт, что цены на ресурс регулируются.

Также следует различать такие понятия, как жилищные услуги и коммунальные услуги. Согласно действующему Общероссийскому классификатору услуг населению (ОКУН), в состав жилищных услуг (помимо услуг по эксплуатации и ремонту жилья) также входят сбор и вывоз бытовых отходов, ремонт и эксплуатация лифтов. Есть среди них мало относящиеся к ЖКХ — услуги гостиниц и общежитий.

Тарифно-исторический экскурс

По данным Минрегиона, уже в 2009 году отрасль ЖКХ получила совокупный финансовый результат (совокупные прибыли минус совокупные убытки) в размере 54,5 миллиарда рублей, а за девять месяцев 2010 года он же составил уже 31,3 миллиарда. Отрасль остается низкорентабельной — в 2009 году ее оборот, к примеру, составлял всего 2,7 триллиона рублей.

Доходы жилищно-коммунального комплекса от основного вида деятельности в 2007 — 2010 годах росли на уровне порядка 30% в год. При этом по факту население возмещает затраты отрасли ЖКХ на 45 — 47% от валовых сборов отрасли в 2007 — 2008 годах и на 41,5 — 42% в 2009 — 2010-м. Тем не менее рентабельность отрасли растет, и происходит это за счет роста предельных тарифов. Именно в 2009 — 2010 годах население активно сокращало долги по ЖКХ, и оплата составляла на тот момент более 90% выставленных счетов.

Но затем, как показывают исследования Росстата, именно в конце 2010 года вновь происходит падение рентабельности предприятий энергетики и ЖКХ.

Как пишет Forbes, за десяток последних лет цены на услуги ЖКХ росли опережающими темпами. За период с января 2000-го по октябрь 2010 года общий уровень потребительских цен увеличился в 2,9 раза, а стоимость жилищно-коммунальных услуг выросла в 9,2 раза. Среднегодовые темпы инфляции за 10 лет составили 12,4%, а средние темпы роста тарифов ЖКХ — 28,7%.

При этом темпы увеличения тарифов ЖКХ отчасти компенсировались значительным ростом номинальных и реальных доходов населения: среднегодовые темпы роста за период с 2000 по 2007 год составили 27%. Одним словом, реальные доходы росли практически так же, как и стоимость услуг в сфере ЖКХ.

«Коммуналка» и инфляция

Безусловно, говоря о тарифах, нельзя не вспомнить обещание, что в 2012 году рост их не превысит инфляцию. Тем не менее это все-таки произошло: коммуналка обогнала инфляцию. Александр Суринов, руководитель Федеральной службы государственной статистике РФ, на летней пресс-конференции отмечал, что прирост индекса потребительских цен за счет повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги еще продолжится. Таким образом, получается, что коммуналка как бы «подстегивает» рост инфляции. Основывается такое мнение на многочисленных исследованиях. Так, по данным Росстата, инфляция в России в июле 2012-го составила 1,2%, с начала года — 4,5%. В июле 2011 года не был зафиксирован рост цен, а за аналогичный период с начала года инфляция составила 5%. Такой рост цен в июле, по мнению экспертов, обусловлен повышением с 1 июля тарифов на услуги естественных монополий.

В ходе прямой линии в 2011 году Владимир Путин, отвечая на вопросы россиян, сообщил, что на 2012 год принято решение ограничить рост тарифов на уровень инфляции: «Если тарифы поднимаются в начале года, то они как бы разгоняют инфляцию, поэтому мы приняли решение разрешить рост тарифов только с июля. Это значит, что это будет где-то шесть — шесть с небольшим процентов», — пояснил Путин.

На данный момент, по прогнозам Минэкономразвития, тарифы на электроэнергию вырастут в среднем на 12 — 15%, на тепло — на 8 — 10%. Газ подорожает на 15%. В каждом конкретном регионе расценки будут отличаться, однако вырасти за пределы планки, принятой по всей стране, они не должны.

Долгосрочные планы

Переход к регулированию тарифов, например, на тепловую энергию на основе долгосрочных параметров будет осуществляться поэтапно до 1 января 2016 года.

Поправки в Федеральный закон «Об электроэнергетике» устанавливают, что срок действия утвержденных тарифов на электроэнергию, поставляемую
розничным потребителям, должен составлять от трех до пяти лет. Напомним, что на сегодняшний день долгосрочные тарифы устанавливаются не более чем на 12 месяцев.

Стоит отметить, что в случае изменения установленных долгосрочных тарифов и снижения валовой выручки возмещение недополученных доходов субъектам электроэнергетики будет осуществляться за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. Норма распространяется на территории, не объединенные в ценовые и неценовые зоны оптового рынка. В свою очередь, расходы регионального бюджета подлежат компенсации за счет федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Кроме того, как говорится в документе, правительство РФ вправе принять решение о возможности изменения на период до трех лет установленных органом исполнительной власти региона долгосрочных тарифов: мера может быть принята «в связи с ухудшением экономической конъюнктуры, при котором объем валового внутреннего продукта (ВВП), определяемый федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственного статистического учета, в постоянных ценах за один из кварталов текущего года меньше, чем объем ВВП в соответствующем квартале предыдущего года». В этом случае компенсация недополученных доходов в обязательном порядке не предусмотрена. В этом случае органы исполнительной власти субъекта РФ вправе принять решение о самостоятельной компенсации потерь за счет регионального бюджета.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Председатель Госкомитета «Единый тарифный орган» Челябинской области Сергей Образцов:

В нашем регионе по инициативе губернатора области Михаила Юревича уже применяются соглашения, согласно которым определяется тарифная модель на пять — семь лет, то есть как раз на то время, за которое могут окупиться инвестиции. Это то, что касается тепла. По Челябинской области таких соглашений заключено порядка 60. Инвесторы приходят, строят новые котельные, а мы, в свою очередь, гарантируем, что не будем снижать тариф, пока они не вернут вложенные средства. Заодно повышается качество теплоснабжения. Получается, Южный Урал даже несколько опередил федеральное законодательство. Что касается электроэнергии, то здесь привлекать инвесторов сложнее, потому что для строительства электростанции требуются значительные вложения, новых игроков пока не появляется.