5 сентября 2014, Автор: Наталья Окорокова

Челябинские блогеры напишут письмо румынскому драматургу Матею Вишнеку

Челябинские блогеры напишут письмо румынскому драматургу Матею Вишнеку

После просмотра спектакля челябинского Молодежного театра «Чеховъ la machine» блогеры решили написать письмо автору пьесы – румынскому драматургу Матею Вишнеку. Участники объединения «Прогрессивная театральная общественность» намерены задать автору абсурдной пьесы множество вопросов

Матей Вишнек написал пьесу «Чеховъ la machine» в конце 70-х годов, но в России она поставлена впервые. Произведение Вишнека – пьеса в жанре абсурда. Антон Павлович Чехов встречается с персонажами своих произведений, взаимодействует с ними, общается, спорит, утешает. В пьесе рассказывается о том, как сложилась, или могла бы сложиться судьба чеховских персонажей за пределами его произведений.

Вчера, 4 сентября, в Молодежном театре состоялся допремьерный показ спектакля. На него были приглашены специальные гости: друзья театра, коллеги из других творческих коллективов города, журналисты, представители областной администрации, блогеры из объединения «ПТО».

После завершения спектакля по уже сложившейся традиции состоялось блогерское обсуждение. Его участники так и не смогли прийти к единому мнению о том, какой смысл вкладывал автор в свое произведение, и насколько удалось челябинским актерам одновременно передать «чеховский дух» и современность авангардной пьесы.

- Мне было интересно смотреть спектакль в первую очередь потому, что это пьеса про писателя. Попытка воссоздать драматургическую жизнь известного нам человека. Хотелось бы отметить, что понравилось в первую очередь. Получился хороший актерский ансамбль вокруг исполнителя роли Чехова. В спектакле он как актер, и как образ занимает центральное место, все крутится вокруг него. Во-вторых, понравилось интересное драматургическое решение. В пьесе есть трагические моменты как у самого Чехова, так и у других персонажей, но появляется и комичность – это хорошая находка. А главное, я считаю, это то, что после спектакля мне очень захотелось Чехова перечитать, - поделился впечатлениями от спектакля председатель челябинского регионального отделения «Союза писателей» Олег Павлов.

В этом мнении его поддержали и другие зрители, которым захотелось освежить в памяти Чехова. Возможно, взглянуть на его произведения по-новому, или познакомиться с теми рассказами и пьесами, которые раньше не попадались в руки.

- Очень удачно в этой пьесе озвучено то, что в произведениях Чехова нужно додумывать. Что у Чехова идет подтекстом, между строк, здесь вложено в уста героев. Я прекрасно понимаю, что постановщику, артистическому коллективу было сложно работать с пьесой, поскольку она вся состоит из длинных монологов. Очень важно, чтобы в такие моменты не пропадало действие. В спектакле, на мой взгляд, это на 98 процентов удалось! Актеры сегодня «взяли» зал, зритель был полностью созвучен тому, что происходило на сцене. В этом огромная заслуга и режиссера, и артистов. В игре актеров подкупала доверительная искренность. Когда актер говорит со сцены просто заученный текст – это видно. А сегодня было ощущение, что мысль рождается прямо сейчас, на сцене, - рассказал о своих ощущениях писатель, врач Михаил Рудковский.

Журналист Андрей Ваганов, напротив, увидел в спектакле серьезный диссонанс между абсурдностью самой сути происходящего и классической мхатовской манерой актерской игры, которая, по его мнению, в таком спектакле неуместна.

– Мне показалось не совпадающим, что замечательные декорации Антона Сластникова - легкие, воздушные, летящие, создают пьесу будто бы из другого мира. Ведь она о том, как персонажи стебутся над писателем, переиначивают его, задают вопросы, играют с ним. Это ведь не Чехов, а постмодернистская игра на тему Чехова. Играть это, как классику по системе Станиславского – не получится. А играть, как нечто другое, актерам не позволяла стилистика спектакля. Получилась какая-то трещина, которая сейчас мешает мне воспринимать этот спектакль спокойно и безмятежно, - считает журналист.

Ему осталось также непонятным, почему пьеса называется «Чеховъ la machine». Ясно, почему упоминается Чехов, но кроме этого автор мог бы добавить любое другое слово.

По поводу манеры актерской игры между журналистом, постановщиками, актерами и блогерами развернулась небольшая дискуссия.

- А кто скажет, что такое «дух Чехова»? Какой он? – задался вопросом постановщик спектакля Вячеслав Харюшин.

По мнению директора Молодежного театра Аллы Точилкиной, постановщик и актеры стремились сохранить в спектакле чеховский дух, но при этом подчеркнуть абсурдность происходящего.

- Каждый персонаж несет шлейф истории Чехова, но они существуют вместе с актером, который играет Чехова. Это ситуация вне времени, потому что она невозможная, абсурдная. В реальности к умирающему человеку не могут прийти его персонажи, - сказала Алла Точилкина.

По мнению главного режиссера Молодежного театра Михаила Филимонова, сверхзадача этого спектакля – заинтересовать творчеством Чехова ту часть молодых людей, которые «стесняются» его читать, или считают слишком устаревшим.

Все вопросы, возникшие у блогеров в ходе обсуждения, решено собрать в общее письмо, которое будет отправлено румынскому драматургу Матею Вишнеку.