19 июня 2013, Автор: Ольга ДРАГУНОВА.

Сильно расширенный новостной сюжет для утреннего зрителя

Раньше по выходным мы телевизор не включали до вечера. С конца прошлого года все мои домашние воскресным утром, в 10.55, бегут смотреть «спецрепку». Так мы называем специальные репортажи на канале «ТВ Центр». Всегда — неожиданно, всегда — актуально и интересно! Всегда — есть, что обсудить после. Занимается производством этого «штучного товара» отдел спецпроектов «ТВ Центра». С руководителем отдела и автором многих потрясающих «спецрепок» Петром Любимовым — наша встреча.

Парадокс кота

— Петр, диапазон тем воскресных спецрепортажей огромен: работа взрывников — и ювенальная юстиция, грандиозный загубленный научный проект «Кольская сверхглубокая скважина» — и женская битва за красоту, извержение вулкана на Камчатке — и «все, что вы хотели знать про кошек»... И на что зрители реагируют больше?

— По-разному. Из недавних, если в цифрах измерять, самые высокие рейтинги были у двух фильмов, посвященных историческим событиям: «Красный таран» и «Назад в СССР». Если по резонансу и общественному обсуждению — «Кольская сверхглубокая». Хорошо прошли выпуски о животных «Парадокс кота» и «Экзоты». Мы выбираем темы, которые могут зацепить воскресного «утреннего» зрителя. А каких-то криминальных или излишне философичных проблем в воскресенье поутру чаще всего не хочется.

— А ювенальная юстиция, мигранты — это разве не тяжелые темы?

— Тяжелые, но актуальные. Темы могут быть сложными, но форма — всегда доступная для восприятия. Тем более если сделан спепцреп на тяжелую тему сильным автором — той же Верой Кузьминой.

— «26 минут» — это жанр?

— Да, совершенно особенный, он существует почти на всех каналах. Смотрите, есть большое документальное кино. Там все разжевывается, раскладывается по полочкам. Вещь или проблема рассматриваются со всех сторон. А 26 минут — это, по сути, сильно расширенный новостной сюжет. Он может быть завязан на какую-то новость, а может быть просто рассказом об интересных людях... С точки зрения телевизионного мастерства — жанр выигрышный, за 26-ю минутами—будущее. Здесь темп как в рекламном ролике — очень быстрый. Следом, актуальность темы — никогда не будет специального репортажа, скажем, просто о «черных дырах» в космосе. Такая тема для большого документального кино. А вот если нас с вами в такую дыру станет засасывать — тут равнодушных не будет!

Статус белой вороны

— А что для вас главное при выборе темы для спецрепортажа?

— Во главе угла стоит исключительно зрительский интерес. И в большинстве случаев это уникальная человеческая история. Проявление характера, ситуация, в которую попадает тот или иной герой. Мы не можем делать сюжет о том, что на Камчатке началось извержение. Это — прерогатива информационной программы. А мы должны показать, как извержение сказалось на местных жителях, на интересе ученых. Если мы снимаем материал о сверхспособных людях, то мы не просто рассказываем о том, как кто-то умеет подтягиваться или выкручивать суставы, поднимать тяжести. Нам гораздо интереснее отношение героя к тому, что он умеет, и реакция на него общества. Как ему в статусе белой вороны живется на этом свете?

Я всегда считал, что то, что должно остаться после 26 минут — это ощущение. Моя задача — чтобы человек испытал эмоции по отношению к событию, выработал свое отношение. В идеале — испытал ощущение, что сам побывал на вершине.

Экстрим в жизни и профессии

— В жизни вы азартный человек?

— Нет, это вообще не про меня! В казино был один раз. Да и то случайно — поесть зашел. Все вокруг закрыто было. Киргизия, Бишкек, два часа ночи. Ну, где поужинать? Кормили только в казино!

— Беседуя с вами, я поняла, что вы — очень эмоциональный человек. А как же ваше знаменитое высказывание, которое цитируется даже в «Википедии» в статье «Репортер»: «Репортер сегодня — это циничный, неэмоциональный, высокопрофессиональый с точки зрения именно телевизионного мастерства человек. Человек, который может беспристрастно смотреть на происходящие события».

— Подпишусь и сейчас под каждым словом. Но это относится больше к репортерам, которые работают в информационных программах. Там эмоции только вредят: журналист должен четко рассказать, что и где произошло, кто участвовал, чем это закончилось. Наша работа — это уже не новости. Я, скорее, не репортер, а документалист.


ДОСЬЕ

Петр Любимов
- Родился в 1976 г. в ближайшем Подмосковье.
- В 1998 г. закончил факультет журналистики МГУ, телевизионное отделение. Работал на каналах РТР (сейчас — «Россия»), ТВ 6, НТВ — в новостных программах.
- С 2006 года — на «ТВ Центре», работает в жанре «26 минут», также был ведущим программы «Техсреда».

Cannot find 'cross_link' template with page ''