11 апреля 2007, Автор: Ольга ТИТОВА

Несчастливое число конструкторов ракет

Несчастливое число конструкторов ракет

Из одной тысячи запущенных баллистических ракет тринадцать падают по теории вероятности. И тогда ракету разбирают до болтика, до диода, чтобы найти причину. 12 апреля по графику, заведенному 45 лет назад, россияне отмечают Всемирный день авиации и космонавтики. Не многие знают, что южноуральцы имеют к этому празднику непосредственное отношение.

Тайна острова Биак

За 14 лет до того, как крестьянский сын Юрий Гагарин произнес свое коронное «поехали», в Миассе было создано Конструкторское бюро по ракетам дальнего действия, впоследствии переименованное в Государственный ракетный центр «Конструкторское бюро имени академика В.П. Макеева». С 1998 года центр возглавляет ученик Виктора Петровича профессор Владимир Дегтярь.

Несколько лет назад в СМИ появилась информация о новом коммерческом проекте «Воздушный старт», включенном в федеральную космическую программу России. Речь шла об уникальной транспортной системе, которая бы позволила запускать спутники в космос непосредственно с самолета. Система будет разработана специально под самолет отечественной сборки Ан-124-100 «Руслан», используемый в качестве носителя ракеты «Полет».

Еще в 70-х годах прошлого века Индонезия заявила о том, что готова предоставить непаханые свои угодья для строительства космодрома. В качестве площадки были выбраны земли острова Биак, расположенные практически у самого экватора.

Пойти на сотрудничество Индонезию вынудило острое желание осваивать космос. Китай, Япония и США предлагали свои услуги, но выбор остановился на российских ученых. В феврале 2006 года между двумя партнерами было подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве, а в марте 2007 года специалисты приступили к практической реализации задуманного. Воплощать проект в жизнь доверили ученым миасского Ракетного центра.

- Наши специалисты более пяти раз посещали остров, встречались с представителями ЛАПАНа – в переводе это Индонезийское космическое агентство, - рассказал Владимир Дегтярь. – Пока все детали проекта не были согласованы, мы не распространялись на эту тему. Остров близко расположен к экватору, следовательно, самолету не придется долго летать с тем, чтобы набрать высоту и выбрать удобную позицию для старта ракеты.

Этот проект рассчитан на запуск спутника весом до 3,8 тонны. 100-тонная ракета, размещенная в «Руслане» (самый большой самолет военно-транспортной авиации в мире), будет стартовать с высоты 10 километров. А дальше космический аппарат полетит на те орбиты, которые потребует заказчик. Для нас эта работа не новая. Мы много лет проектируем и производим ракеты, стартующие с подвижного основания, подводной лодки.

- Над чем еще работает Миасский ракетный центр?

- Другой крупный коммерческий проект, - это помощь в создании баллистических ракет для Бразилии. У них были неудачные запуски трех ракет, поэтому президент Бразилии обратился к Владимиру Путину за помощью, а дальше через Российское авиационно-космическое агентство это задание было поручено нашему центру.

Нам есть чем гордиться. Именно наши специалисты создали межконтинентальную баллистическую ракету «Синева», которую американцы и немцы назвали шедевром морского ракетостроения. Она имеет наивысшее энерго-масовое совершенство по сравнению с другими ракетами, не только морскими, но и сухопутными. Одна тонна ракеты по конструкции выносит 46 килограммов на дальность 10 тысяч километров. Самая лучшая американская ракета – только 38,5 килограммов. Никто в мире больше не повторил этот рекорд. Но успокаиваться нам ни в коем случае нельзя.

Теория вероятности

- Ракетчики – народ суеверный?

- Я про себя ничего не могу сказать, а Виктор Петрович Макеев всегда посещал церковь в деревне Куртяево накануне испытаний. Об этом мало кто знает. В Архангельской области, недалеко от Северодвинска, у нас есть полигон. Его построили для отработки старта и летных испытаний наших ракет еще в 60-х годах. Недалеко от полигона и расположена деревня Куртяево.

Закон вероятности очень коварный. Никакие приметы здесь не помогут. У нас однажды был неприятный случай, когда мы не вывели на суборбитальную орбиту солнечный парус, систему европейского космического агентства. Ракета на второй ступени прекратила свой полет.

Из 1000 запущенных ракет 13 обязательно упадут, а 987 слетают успешно – такова вероятность. И из всего арсенала вы можете взять как раз ту, которая наделает много шума. В такой ситуации главное - выдержать первые сутки. На голову конструкторов обрушивается гнев чиновников всех рангов. Потом создается комиссия. В зависимости от телеметрии мы определяем, что послужило причиной провала.

До болта разбираем ракету, до диода. Заключение комиссии утверждается на высоком уровне. И если обнаруженного дефекта в других ракетах нет, то - слава богу. Если есть, то ракеты все до одной возвращаются на завод и разбираются. Такие случаи редкие, но ощущения они доставляют очень неприятные. Я до сих пор не могу к ним привыкнуть.

Наступит ли эра дирижаблей?

- Ракетный центр выпускает в том числе и гражданскую продукцию. Она так же востребована?

- Народно-хозяйственная тематика у нас занимает не более 10 процентов от всего объема работ. Это, вообще, маловато. Мы производим, например, медицинскую и пожарную технику. Ну, пожарная машина с 50-метровой вышкой. Мы ее делали по заказу МЧС и передали в Челябинск. В ближайшее время МЧС собирается сделать заказ на девять таких машин. Мы намерены принять участие в конкурсе.

Наша продукция, те же литотрипторы, себя хорошо зарекомендовала, стоит дешевле иностранных аналогов, но чиновники предпочитают покупать эту технику за рубежом. Я думаю, есть какая-то выгода у них так поступать. Тот же пожарный подъемник. Строительные фирмы, возводящие многоэтажные дома, предпочитают финский подъемник, хотя наш может вынести более тяжелые грузы.

Что мы еще сделали и готовы дальше производить? Например, трамвайные вагоны «Спектр-1», которые сегодня находятся в серийном производстве в Екатеринбурге. Это наша разработка. Занимались и продолжаем заниматься вопросами дирижаблестроения. На одном из последних совещаний предприятий оборонно-промышленного комплекса в Екатеринбурге было принято решение в программе «Урал промышленный – Урал полярный» развивать этот проект. Разработками в этой области мы занимаемся с 1992 года.

Дирижабль может перетаскивать огромные грузы на большие расстояния. Это дешевый вид транспорта. Он не требует такого огромного количества энергии, является альтернативным решением транспортных проблем, что наиболее актуально для России. Хотя в дирижаблях заинтересованы и иные страны. Например, сроили дирижабль для Австралии.

Cannot find 'cross_link' template with page ''