29 марта 2007, Автор: редакция "Полит74"

Михаил Юревич: «Надо добиться снижения цен на жилье»

Михаил Юревич: «Надо добиться снижения цен на жилье»

В ходе полуторачасовой пресс-конференции Михаил Юревич ответил на вопросы журналистов, читателей сайта «Полит74» и горожан, которые общались с мэром через телемост 31 телеканала. Все заданные вопросы касались наиболее важных и проблемных сфер жизни города. Сегодня мы публикуем полную стенограмму пресс-конференции.

На «горячую линию» сайта «Полит74» поступило более 450 вопросов. Ответы на вопросы, не получившие освещения в ходе пресс-конференции, будут опубликованы на нашем сайте позднее.

ПАРТИЯ

- Вы один из активных деятелей регионального отделения партии «Единая Россия». Партийность мешает вам управлять городом или, наоборот, помогает?

- Действительно, я занимаю активную позицию в челябинском отделении «Единой России» и хочу отметить, что все программы этого года - по реконструкции дорог, освещению - будут совместными с «Единой Россией». Благодаря поддержке партии город получает финансирование. Я считаю, это очень удачное взаимодействие. И благодарен партии за ту помощь, которая оказывается городу.

ОБРАЗОВАНИЕ

- Учителей чаще всего интересует вопрос о введении информационных и дистанционных технологий. Но материальная база есть только в школах, которые получили президентские или губернаторские гранты. Остальные школы будут оснащаться такими технологиями?

- Хочу отметить, что 99 процентов челябинских школ имеют компьютерные классы, в этом году оснащенность будет стопроцентной. И такое же количество школ подключено к системе Интернет. Мы разрабатываем и будем использовать единую школьную компьютерную сеть на территории Челябинска. Процесс это медленный. Кто-то с удовольствием принимает новые технологии, кому-то это не дается, кому-то это чуждо. Есть преподаватели, которые просто не любят общаться с техникой. Но все равно процесс идет. Создано семь учебных классов. В прошлом году они начали работать. Обучают наш преподавательский состав современной информационной грамоте. Процент людей, владеющих компьютером, конечно растет. Компьютеры – это новое для многих людей, особенно старшего возраста. Я сам буквально лет пять назад научился работать на компьютере, до этого не умел.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Ведущий: на сайт «Полит74» пришло более 450 вопросов от жителей Челябинска, все они касаются жизни города. Галина Константиновна Иванова задала вопрос: Когда будет освещение на улице Потемкина? Мы неоднократно обращались и в администрацию, и в другие инстанции, но не получили ответа.

- Помню эту улицу. В этом году будет проведен ремонт дороги и освещения по улице Потемкина.

- Матвей Банников: Сколько вы собираетесь управлять Челябинском и во что намерены превратить наш славный город? К примеру, мэр Тольятти обещает сделать Тольятти городом-садом?

- Скажем так, я был в Тольятти. Им дальше, чем Челябинску, до города-сада. Вы понимаете, что на все благоустроительные работы нужны деньги. Деньги зарабатывает сам город, жители города. И многие люди старшего поколения, которые работают на предприятиях и заводах, примерно понимают, как долго осуществляется тот или иной проект. Если каким-то проектом занимаются государственные или муниципальные власти, то здесь существуют более длительные процедуры конкурсного отбора, разных согласований. Коммерческие предприятия это делают намного быстрее. И, тем не менее, любая стройка на промышленном предприятии занимает не меньше двух-трех лет. Поэтому ждать быстрых изменений нельзя, то, что мы проектируем сейчас – будет реализовано через год-два. Естественно, я буду работать то время, на которое жители города выбрали меня – 4 года. И постараюсь доказать, что челябинцы не ошиблись. Видимые изменения за 4 года обязательно должны быть в городе. Они и будут, их будет много. Потому что все, что мы готовили полтора года назад, будет реализовано в этом году, через год.

- Гарфузанов: Одним из лозунгов вашей выборной компании был лозунг: окраина - тоже город. Что сделано вами за два года для городских окраин? Упоминаются разные поселки – Новосинеглазово, Чурилово и другие.

- Могу сказать, несколько поселков мы газифицировали. Представляете, какое для людей благо, когда пользовались углем, и пришел газ. Это дешевле - раз. Все работает в автоматическом режиме – два. Люди просто счастливы. Во многих поселках мы ремонтируем дороги – не факт, что в асфальт. Но тот асфальт, который срезается в городе во время реконструкции дорог, можно использовать на второстепенных поселковых дорогах, в частном секторе. Работаем с освещением поселков, хотя приоритет по освещению у нас все-таки в больших районах, которые очагово до сих пор стоят без света. Что касается Чурилово, то через два года вы увидите, что там будет полностью реконструирован и модернизирован весь поселок. Там будет 500 тыс. кв. метров нового жилья. Там будет новая широкая дорога. Троллейбус прямо через весь поселок будет проходить. Хотелось бы, чтобы все поселки были реконструированы подобным образом. Что-то подобное у нас намечается и с хутором Миасским. В Новосинеглазово у нас тоже есть планы строительства. Но мы считаем, что стоимость жилья там может не окупить затраты строителей. Дома два можно построить, не больше. Потому что спроса не будет. Далеко от центра. Но в будущем это очень хорошая, экологически чистая зона – южное направление еще одна перспектива развития города, когда года через 3-4 северо-запад будет застроен. Выделяются деньги на приведение поселков в порядок. Строятся детские площадки. Хочу отметить, раньше огромное количество поселков было просто брошено. Многие поселки считались самостроевскими и даже на карте города отсутствовали. Из частного сектора мусор два года назад не вывозился вообще. Либо огромные завалы мусора оставались, либо частники выбрасывали его в баки многоэтажек. На сегодня ситуация меняется в лучшую сторону. Еще добавить хочу отдельно про поселки. Когда в поселке появляется свет, дорога, газ, то этот поселок становится привлекательным для жителей города. У них появляется желание покупать старые дома, сносить и строить новое красивое жилье. То есть поселок начинает эволюционировать.

Вопрос с Кировки. Суркова Наталья Алексеевна, проживающая по адресу пр. Ленина, 26:
- У нас, к сожалению, очень плохое освещение, мусор не убирают ни во дворе, ни в подъезде. Можно ли как-то решить этот вопрос с помощью администрации?

- Я обязательно заеду в ближайшее время в ваш двор. Если он действительно не убирается, вы можете написать письмо в администрацию, с просьбой провести проверку деятельности вашей управляющей компании. Если эта мера не сработает, мы можем помочь вам организовать собрание жильцов и сменить управляющую компанию. Есть еще один способ – написать заявление в прокуратуру. Главное, не сидеть сложа руки, а проявлять активность.

Ведущий: На «горячую линию» на сайте Полит74 поступило очень много вопросов, касающихся уборки подъездов, дворов, освещения. Горожане спрашивают, кто теперь несет за все ответственность?

- Придомовая территория является сегодня собственностью жильцов. И уборка этой территории, так же как и уборка подъездов, и вывоз мусора, осуществляется управляющими компаниями. Если вы недовольны оказанием жилищных услуг, меняйте управляющую компанию. Здесь мы можем помочь организационно. Освещение дворов, замена перегоревших ламп – тоже прямая обязанность вашей управляющей компании. Из бюджета города выделяются деньги только на освещение проездов и дорог. За два года очень много средств было вложено в освещение города. В прошлом году, к примеру, реконструировали всю систему освещения Металлургического района. Но хочу отметить, что в целом законодательно вопрос с жилищно-коммунальным хозяйством сегодня не решен. Недавно на эту тему в Казани проходил Госсовет. Все проблемы обсудили, во всех регионах они похожие, но окончательного способа их решения не нашли. Думаю, когда мы на федеральном уровне получим окончательную версию реформы ЖКХ, будет возможность четко разграничить сферы ответственности и определить виновных в тех или иных ситуациях.

Вопрос с Кировки. Смолин Сергей Анатольевич:
- Когда будет объявлен субботник? Раньше жители города дружно выходили на это мероприятие.

- Даты субботника уже объявлены. Это два последних выходных апреля. А вообще субботник будет длиться весь месяц. Как только все оттает, коммунальщики и предприятия приступят к уборке территории. Сейчас в городе действительно грязно: за зиму накопилось много мусора. Часть вывезли со снегом. Но основная грязь осталась. Думаю, совместными усилиями мы ее уберем.

- Сейчас в Челябинске действует временный приемник для бездомных животных. Но большинство бродячих собак и кошек убивают. Видите ли вы иное решение проблемы, как в цивилизованных странах? Стерилизация животных, например?

- Я тоже смотрю передачи про животных, и видел эти приюты. В таких приютах обычно содержатся ухоженные собаки и кошки, сразу заметно, что их просто потеряли хозяева. Настоящих бродячих псов там немного. И вообще, чтобы вы представляли масштаб проблемы: в больших городах живут до 50 тысяч бродячих животных. Если их всех содержать в приютах, их нужно строить тысячами. У муниципалитета нет на это денег. Если найдутся меценаты, которые будут отлавливать бродячих животных, стерилизовать их, кормить, лечить и содержать, пожалуйста. Никто не против. Я сам, ей богу, переживаю за бездомных собак и кошек. Но ведь есть и другая сторона медали. Голодные бродячие псы нападают на детей. И в Челябинске уже были такие случаи. И в других городах. И один такой случай может перечеркнуть все благие намерения.

СТРОИТЕЛЬСТВО

- Что самое трудное в работе мэра и как вам эти трудности удается преодолевать?

- Трудностей много, но самая большая трудность – не хватает денег. Есть люди, которые умышленно организовывают саботаж. В частности, по ЮУНИИПОКу. И этот саботаж приводит к плачевным последствиям. Если бы земли ЮУНИИПОКа – коими они стали в мае 2006 года, а до этого были городскими - были освоены, то Челябинск, наверное, был бы первым из городов-миллионников, который не только бы приостановил рост цен на квартиры, а добился бы снижения стоимости одного квадратного метра. Но этого не произошло. Такие вещи, конечно, значительно осложняют работу и тяжело преодолеваются. В том числе, есть и кадровые проблемы. Но это все, в общем-то, решаемо в рабочем порядке.

- Некоторые жители города считают, что в Челябинске ведется уплотнительная застройка. Почему мэрия не может организовать более тесный контакт с этими жителями, объяснить свою позицию и постараться чем-то помочь. Заместители говорят о политической составляющей этого вопроса, и ничего конкретного по положению дел?

- Хочу отметить, что последние лет 15 Челябинск строился практически исключительно за счет уплотнения. Не было построено ни одного нового микрорайона. На сегодня осваиваются абсолютно новые микрорайоны – это Тополиная аллея, 17-й микрорайон, Чурилово – огромный микрорайон, полностью реконструированный и модернизированный. Там появится 500 тысяч кв.метров нового жилья. Это стройки в чистом поле. Куда проводятся коммуникации, дороги. Также разрабатывается проект застройки Краснопольской площадки. Но, тем не менее, очень много документов оформлено давно - задним числом – по которым продолжают вести уплотнительную застройку. Мировая практика такова, - если есть возможность строить внутри города, надо строить. Порой за счет такого строительства, за счет строителей появляется единственная возможность поменять коммуникации в старых районах, отремонтировать дворы, сделать капитальный ремонт близлежащих домов. Есть в этом благо. Но уплотнительное строительство по сравнению с тем, что было три-пять лет назад – снизилось в 15 раз. То есть оно практически сведено к штучным объектам.

- Ян Рабинский (горячая линия «Полит74»): Что входит в планы застройки Краснопольской площадки, и когда будет построена дорога в 47-й микрорайон?

- Краснопольская площадка делится на две части. Одна была давно городской. Вторую часть Челябинск полтора года назад прирезал от Сосновского района. На второй части есть сложности. Там невыделенные сельхозпаи, поэтому эти земли непонятно как осваиваются. Глава Сосновского района нам пока не помогает с тем, чтобы понять, есть там собственники земли или нет. Поэтому мы ее не можем включить в оборот по строительству. По застройке первой части уже проведены два конкурса. И совместно с «Единой Россией» там мы начнем реализацию проекта по строительству дороги. Прежде, чем начать строительство жилья, нужно провести нормальную дорогу. В этом году дорога, может быть, будет полностью построена или процентов на 70. Точно не могу пока назвать сроки реализации этого проекта, потому что это новое строительство. Краснопольская площадка – это наше будущее развитие города.

- Проскурин: Что со строительством домов, которые должны быть сданы по договорам в 2004 году?

- Да, это известный застройщик, который допустил огромное количество нарушений при строительстве - «Жилтехстрой». Сейчас мы подали заявление в прокуратуру на него. Делом занимаются правоохранительные органы. Там большое количество обращений. Но, тем не менее, чтобы это дело попытаться исправить, мы стараемся заключить договоры с энергетиками. «Жилтехстрой» просто бросал дома, подключенные к электричеству по временной схеме. Люди заехали, а пользоваться коммуникациями не могут. Приходится за нерадивых застройщиков отвечать муниципальным властям.

- Предусматриваются ли варианты и направления развития города, кроме северо-запада? Ведь оттуда уже невозможно выехать. Какие-то пути решения проблемы предусматриваются или другие направления развития города?

- Да, предусматриваются. Я уже говорил про новую дорогу по Бр. Кашириных, в обход поселка Шершни. Она будет такая же широкая. То есть мы получим второй выезд с северо-запада, такой же широченный, как Бр. Кашириных. И дальше у нас есть проект – плотину сделать с одной стороны, а рядом построить трассу с двухсторонним движением. Перспективные направления в строительстве – это прежде всего северо-запад. Оно было задано еще Генпланом города 1967 года. На сегодня та территория наиболее подготовлена к застройке. То есть больше всего коммуникаций. Там можно строить, строить и строить. Если бы не судебные тяжбы, строительство там велось бы более быстрыми темпами. Есть и другие направления, которые мы тоже развиваем. Но мы их развиваем, прежде всего, потому, что северо-западное направление на какое-то время застряло в судах. Северо-западное направление я бы назвал наиболее приоритетным. Там больше всего возможностей для строительства, хороший рельеф, хороший грунт, хорошая экологическая обстановка, коммуникации есть. Просто замечательное место для застройки. Однако у нас вообще несколько площадок планируется под застройку, где уже ведутся работы.

Вопрос с Кировки. Ренников Иван:
- Когда в Челябинске откроют магазин компании IKEA?

- Не знаю, когда. Я слышал, что планы объявлены - Челябинск входит в зону интересов компании IKEA. Но на самом деле они в город к нам не зайдут, а зайдут в Сосновский район. Потому что такой огромнейший торговый комплекс - 100 – 150 тыс. кв. метров - если расположить на территории Челябинска, просто невозможно будет мимо проехать, в данном месте будет парализовано движение. Поэтому вот – выезд из города, где-нибудь в Сосновском районе на свободной территории – поля непаханые. Как это сделано во всех городах. Если человек приехал в IKEA, то на все день.

- Дворянин Александр Валерьевич (горячая линия «Полит74»): Когда будет решена судьба заброшенного здания бывшей детской поликлиники во дворе дома по улице Российской, 375. Сейчас там обитают бомжи и наркоманы. Страшно выпускать детей на улицу.

- Я в курсе проблемы. Сейчас ведутся проектные работы, реализация потребует – до приведения здания в порядок – где-то еще полтора года.

- Темпы строительства ежегодно растут. В этом году планируется сдать 600 тыс. кв. метров жилья. Хотелось бы узнать – это будет более ликвидное панельное жилье, или более качественное – кирпичное?

- В Центральном районе города панельные дома не строятся. Но строительная индустрия имеет инерцию и перейти резко с одной технологии на другую не может, потому что это очень затратно. Поэтому на сегодня многие компании перешли на другую модель – каркасную. Такие дома строятся во всем мире. Когда к нам приезжал Круглик – руководитель федерального строительного агентства – он сразу отметил, что панели - это вчерашний день. Срок службы панели – лет 70, до 100. Но срок службы каркасного, монолитного или кирпичного жилья вообще практически неограничен – фактически вечное жилье. Которое не требует в будущем больших затрат по ремонту и обслуживанию. Тенденция такая есть, но поскольку цены на жилье растут, ставится задача любыми возможными способами увеличить объем строительства. Как только мы насытим рынок жильем, и начнется снижение цен, тогда можно будет выбирать. Строители будут применять новые технологии. Заводы строительной индустрии сегодня работают на полную мощность. Но, тем не менее, строители охотно осваивают новые технологии. И в связи с тем, что только за прошлый год панельное жилье подорожало на 50 процентов, оно еще и очень дорогое получается. Современные серьезные строительные компании уже купили новое оборудование и готовы его применять. Но от панелей сразу нельзя отказаться. Как минимум год нужен для внедрения новых технологий, обучения персонала.

- Снизились темпы сдачи индивидуального жилья?

- На самом деле темпы сдачи индивидуального жилья не снизились, просто некоторые жители, построив дома, не идут регистрировать строение. Если в 2005 году мы проводили целую программу: построили - нужно зарегистрировать, как положено. То в 2006 году мы эту работу не вели. С нынешнего года возобновим. Понадеялись на сознательность граждан. Строится много индивидуального жилья в Челябинске. Хотя для города такое строительство не приоритет. Потому что мы не имеем таких площадей. Это приоритет пригорода.

БЛАГОУСТРОЙСТВО

- Лозунг пресс-конференции был такой: Михаил Юревич – два года перемен. В чем эти перемены состоят, и какие самые важные с вашей точки зрения перемены произошли, к которым вы имеете непосредственное отношение?

- Перемены в Челябинске к лучшему, на это вы, наверное, обратили внимание. И многие – особенно наши земляки, которые живут в других городах и время от времени приезжают в Челябинск, отмечают, что город стал лучше и светлее. Среди городов-миллионников Челябинск, наверное, один из наиболее благоустроенных, хотя у нас есть проблемы. Я не могу назвать это моей личной заслугой, потому что это усилия всех жителей города. Каждый работает на каком-то предприятии, в каком-то магазине, офисе и частичка его труда направлена в том числе и на благоустройство города. Приоритетные направления, на которые город будет направлять финансовые ресурсы, это здравоохранение, дорожное строительство, благоустройство.

ДОРОГИ

- Мария Евгеньевна Каткова (горячая линия «Полит74»): На улице Бр. Кашириных ежедневная утренняя пробка. Предполагается ли разрешение ситуации в этом году?

- Пробка на Бр.Кашириных скапливается из-за того, что в нее потоком врезается улица Чайковского. Ширина отрезка между улицей Северо-Крымской и Чайковского недостаточная, чтобы уместить весь транспорт. В прошлом году мы сделали отвод на Северо-Крымскую, в этом году будем расширять перекресток Бр.Кашириных с Чайковского, чтобы увеличить емкость для транспорта и одномоментный выход на разрешающий сигнал светофора. И плюс Университетская Набережная, которая сегодня упирается в сквер, будет продлена до моста, где построят новую развязку. Чтобы микрорайон между рекой и улицей Бр. Кашириных мог по набережной заехать на мост. Эта развязка уже существует. Ее нужно только расширить и благоустроить, сделать нормальной, проезжей. Проект уже готов и реализован будет в этом году.

- Планируется ли реконструкция Комсомольского проспекта от улицы Молдавской до улицы Чичерина?

- Да, планируется.

- Галина Дементьева (горячая линия «Полит74»): В Ленинском районе основное движение осуществляется по четырем дорогам – Копейское шоссе, ул. Гагарина, Новороссийская, Машиностроителей. Из-за этого бесконечные пробки и высокая аварийность. Предусматривается ли реконструкция этих улиц с целью оптимизации движения?

- На Копейском шоссе в этом году предусматривается развязка по улице Радонежской. Там железная дорога построила два новых моста. Серьезная развязка планируется, расширение, чтобы снять напряжение в этом месте. По поводу Копейского шоссе не знаю, насколько у нас хватит средств. Дело в том, что на этой дороге просто отсутствует ливневая канализация. То есть воду сбросить практически никуда не возможно, потому что… я вообще не представляю, как можно было так строить безобразно, бездарно. Часть Копейского шоссе медленно дрейфует в озеро Смолино, а часть в Первое озеро. И такие маленькие уклоны, что хоть напорный водовод ставь для сброса дождевой воды с проезжей части. Тем не менее, надеемся, что до улицы Машиностроителей Копейское шоссе мы в этом году сделаем. Требует ремонта и сама улица Машиностроителей. На улице Новороссийской только ямочный ремонт в этом году будем делать. Гагарина, я считаю, минимум два года простоит без ремонта. Но перекресток с улицей Дзержинского требует реконструкции, потому что там скапливается пробка.

- (горячая линия "Полит74") Качество дорожного полотна Тополиной Аллеи оставляет желать лучшего. Будет ли проводиться ее ремонт?

- Тополиная Аллея будет местным проездом в скором будущем. А улица Бр. Кашириных пройдет рядом, по дуге обогнет Тополиную Аллею, поселок Шершни и выйдет на кольцо возле плотины. Этот проект осуществляется на федеральные деньги совместно с «Единой Россией» – часть проекта будет реализована в этом году, часть – в следующем. Конечно, мы Тополиную Аллею немного подремонтируем, потому что ей еще пару лет надо прослужить, прежде чем она станет местным проездом.

- Алексей (горячая линия «Полит74»): Когда будут закрываться колодцы и ремонтироваться ямы на дорогах?

- Ямы, которые образовываются за зиму, будем ремонтировать немедленно, даже не будем ждать, пока оттает, горячим литым асфальтом будем заливать. По колодцам я неоднократно говорил, что безобразно колодцы в Челябинске делаются. Либо будем учиться их делать, либо работы не будем принимать. В принципе, есть строители, которые делают дороги достаточно высокого качества. Есть еще и другая проблема с колодцами – крышки с них постоянно воруют и в металлолом сдают. Наши предложения такие – если пункт металлолома был уличен в приеме крышек колодезных, больше по этому адресу нельзя давать разрешение на скупку лома.

- Люки можно сделать из других материалов – планируется у нас такое?

- Люки можно сделать пластмассовые и положить их на тротуары. Но на дорогах они все равно железные. Потому что несущая способность полиэтиленовых - невысока. Вы знаете, их нигде не воруют. Может быть, воруют в маленьких городах, где низкие зарплаты, но у нас Ленинский район больше всего отличается в плане сбора металлолома.

- Прошла информация о том, что российские города-миллионники могут получить федеральное финансирование, сопоставимое с Москвой и Санкт-Петербургом. Челябинск вошел в число этих городов. Как вы считаете, реально ли осуществление этой инициативы, и если да, то на какие направления будут прежде всего потрачены деньги?

- Вы имеете в виду дорожное строительство? У этого федерального финансирования есть четкая графа: деньги могут быть потрачены на инфраструктуру новых строящихся микрорайонов и строительство дорожных развязок. Это инициатива «Единой России». Каждый год городам-миллионникам будет выделяться один миллиард рублей из бюджета для модернизации улично-дорожной сети. Миллиард мы планируем потратить в следующем году на строительство еще одного моста через реку Миасс по Бр. Кашириных за цирком с двухуровневой развязкой и расширение улицы Труда, которая станет дублером проспекта Ленина. Действительно, сейчас все города-миллионники нуждаются в федеральном финансировании.

- Сады вдоль Троицкого тракта на выезде из Челябинска стоят в воде. Существует ли угроза затопления Троицкого тракта?

- Троицкий тракт находится достаточно высоко и не будет затоплен. Когда-то уровень воды в водоемах Челябинска был намного ниже. Но ситуация изменилась. Сегодня мы круглогодично откачиваем воду из озера Смолино только для того, чтобы не затопило Ленинский район. Что касается садов, то, увы, эта зона изначально была под угрозой подтопления. И те люди, которые давали когда-то давно разрешения на строительство, просто нарушали закон.

ЛИФТЫ

- Вопрос по катушкам и лифтам. На сегодня ликвидировали ли все эти ситуации, потому что многие дома долгое время оставались без лифтов? 

- Скажу так. Процесс воровства непрерывный. Они воруют – мы восстанавливаем. Поэтому то, что было украдено год назад, стопроцентно уже восстановлено. То, что украдено вчера, еще не приступили. Это печально. Тем не менее, сегодня на северо-западе же не воруют. Потому что управляющая компания Курчатовского района поставила сигнализацию на все пункты управления лифтами. Хотел бы обратить внимание управляющих компаний на то, чтобы они больше уделяли внимание сохранности оборудования. Но хочу отметить, таких случаев стало меньше. И самое главное – обращаюсь к жильцам: увидели постороннего в подъезде – позвоните в милицию. Не поленитесь спросить: к кому вы или откуда идете. Сейчас на каждом подъезде стоит железная дверь с замком. Услышали шорох – выглянули в окно. Увидели подозрительную машину – запишите номер. На самом деле ситуация достаточно драматичная. По федеральному законодательству, ремонт должен осуществляться за счет средств жильцов. Ну, нет у них таких денег. Получается, все опять ложится на городской бюджет. Но такие расходы можно расценить как нецелевое использование бюджета, потому что фактически город чинит чужое имущество. Сейчас эти вопросы, слава богу, пересмотрели и разрешили чинить лифты на бюджетные деньги. Но еще в прошлом году этого не разрешали делать. У нас были такие случаи в городе, когда сжигали лифты. По закону в таких случаях управляющая компания должна провести собрание жильцов, дружно собрать деньги на восстановление лифта. Но жильцы могут отказаться это делать. Им проще, узнав стоимость лифта, подниматься на десятый этаж пешком, чем деньги вносить на ремонт. А мы не можем бросать граждан в такой ситуации.

ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ

Вопрос с Кировки. Клинькова Любовь Михайловна:
- В Челябинске много строят, но когда жилье станет по-настоящему доступным?

- Вопрос действительно очень важный и актуальный. Спасибо большое. Дело в том, что конечную стоимость жилья определяет рынок. И ни одно ведомство государства не вправе диктовать цены. Цены, которые выше из года в год. Так уж сложилось во всех городах России, что в центрах всегда жить дороже. Чтобы цена на жилье снизилась, надо больше строить. Сегодня благосостояние населения растет. Появилась возможность покупать квартиры в кредит. Вы помните, пять лет назад, когда разрешили покупать в кредит бытовую технику - магазины опустели на несколько месяцев. Мы увеличили резко объем строительства. Если в 2004 году город сдал 350 тысяч кв. метров жилья, в 2005 – 417, в прошлом – 512. В этом году собираемся сдать 600 тысяч кв. метров. Это абсолютный рекорд. Никогда столько Челябинск не строил. Ни в какие годы. Но я уже называл ситуацию, которая нам немножко помешала – это афера с ЮУНИИПОКом. Снизить цены может только большее предложение жилья на рынке. На сегодня возник ажиотажный спрос в связи с тем, что квартиры стали продавать по ипотеке. Я думаю, в ближайшие года два ситуация выровняется и начнется либо стабилизация, либо снижение цен. Тем не менее, происходит еще рост себестоимости строительства: строительные материалы дорожают. Сегодня конечная стоимость жилья не зависит от стоимости цемента, металла и других стройматериалов. Но когда объемы строительства в Челябинске вырастут значительно, может начаться замедление роста цен или снижение. Вот тогда строители начнут считать себестоимость, пока все строят быстрее-быстрее, потому что есть спрос. Думаю, в течение двух лет ситуация должна поменяться на стабилизацию. Мы делаем все возможное, чтобы увеличить объемы строительства. Чтобы росло предложение на рынке жилья. И еще хочу отметить, что Челябинск среди городов-миллионников смотрится очень достойно. Объемы сдачи жилья очень большие. И стоимость одного квадратного метра намного ниже, чем в ближайших Екатеринбурге и Уфе. В столице Урала стоимость квадратного метра начинается от 50 тысяч рублей, в Уфе – от 40 тысяч. Я считаю, что на сегодня себестоимость строительства в районе 18 – 20 тысяч рублей за метр, с рентабельностью, может, 22 – 25 тысяч рублей. В разных районах - разные условия и коммуникации. Дешевле этой себестоимости – понимаете, чудес не бывает – жилье стоить не будет.

ЗООПАРК

Вопрос с Кировки. Рыкова Наталья Николаевна:
- Михаил Валериевич, волнует судьба челябинского зоопарка. Прошла молва, что его закрывают. Насколько верна информация?

- Я вот не слышал такой молвы, что его закрывают. Наоборот, утверждена совместная с областным министерством культуры программа модернизации и расширения зоопарка. Я считаю, что зоопарк должен развиваться. И просто не понимаю, честно говоря, что там происходит и кто такие слухи пускает. Внутренний конфликт в коллективе зоопарка никак не отразится на деятельности зоопарка. Мы развивали, и будем его развивать. Помимо того, мы там планируем, возможно, в следующем году организовать северный вход в зоопарк. Потому что в выходные дни поток жителей в зоопарк увеличивается.

БАССЕЙН

- Нина Ивановна Бутырчик (горячая линия «Полит74»): Были разговоры о строительстве бассейна на Бр. Кашириных, но потом все стихло. Появится ли бассейн на северо-западе? И когда?

- Действительно, на северо-западе у нас очень мало спортивных объектов и детских секций. Эту ситуацию мы намерены изменить. 21 гектар отдадим под спортивно-парковую зону. Вы эту зону все хорошо знаете – ее жемчужиной станет хоккейная арена. План утвержден городским и областным градостроительными советами. Где будет располагаться бассейн, мы уже знаем. А вот когда будут деньги на его строительство, мы еще не знаем. Пока задача – построить ледовую арену. Отдохнем от тяжелых финансовых трат. Может, начнем строить бассейн.

ГОСТИНИЦЫ

- Насколько сильно за последние два года изменилась муниципальная программа развития гостиничного хозяйства?

- Я бы не сказал, что это программа муниципальная. Потому что на сегодня в собственности муниципалитета гостиниц нет. Раньше когда-то было большое гостиничное хозяйство у муниципалитета, но оно было приватизировано. На сегодня в Челябинске существует острый дефицит гостиниц. И мы отслеживаем количество гостиниц, которые строятся в городе. В ближайшее время несколько гостиниц будет запущено. Около десятка проектов находятся сегодня в работе, которые в ближайшие два года осуществятся. Народ стал больше ездить, старые гостиницы были перепрофилированы, многие не соответствуют современным требованиям. Поэтому вырастают новые. Думаю, этот процесс стабилизируется. Гостиниц будет очень много и среди них будет большая конкуренция где-то примерно через два-три года. Гостиница «Турист» готова, там была реконструкция – летом откроется. Процесс идет.

ТРАНСПОРТ

- Какова перспектива строительства метро в Челябинске и когда жители смогут на нем проехать?

- Перспектива строительства следующая: утверждена схема метро. Строительство сейчас ведется одним комбайном. Он должен был выйти для переоснащения в октябре прошлого года, но выйдет, скорее всего, на Комсомольскую площадь в октябре 2007 года. То есть он опаздывает на год. Трасса пройдет от Комсомольской площади к площади Революции, пр. Победы и дальше будет выходить на северо-запад, к улице Чайковского, затем трасса пойдет под Комсомольским проспектом. Большое значение имеет тот объем финансовых ресурсов, который будет выделяться на метро. В Казани построили одну короткую ветку метро за три года, но туда правительство РФ бросило 30 млрд. рублей. В Челябинске финансирование происходит на уровне 1 млрд. рублей в год. Вот и посчитайте, когда метро будет. На мой взгляд, даже те возможности, которые наши метростроители имеют, они их не используют. Построили на территории города завод для обделки метро. Мощности завода хватает на комбайн с лихвой. На два комбайна мощности завода, может быть, не хватит, и нужно будет расширять. Работа идет – дай бог, город разбогатеет и работа пойдет более высокими темпами. Но это все равно перспектива не ближайших пяти лет точно. Хотя транспортную проблему метро в городе снимет – это точно.

- (Горячая линия «Полит74»): СМИ рассказывают, что скоро челябинцы пересядут в комфортабельные автобусы. И КАМАЗ предложил помочь городу в этом вопросе. Не могли бы вы сказать, на какой стадии находится реализация этого проекта?

- Помочь? За деньги. И не только КАМАЗ хочет «помочь». Все остальные производители автобусов тоже хотят. Но ситуация складывается так: сегодня общественный транспорт возит пенсионеров бесплатно и будет всегда возить бесплатно. Потому что пенсионеры не могут платить за проезд. Помимо них есть еще огромная армия льготников. По федеральному закону, за них кто-то должен платить. Но Гортрансу никто за них не платит. Выходит, городской транспорт возит и льготников бесплатно. Платежеспособных пассажиров не так много, к тому же их забирает коммерческий транспрорт. Поэтому состояние городского транспорта не очень хорошее. Но мы предпринимаем меры, чтобы с Гортрансом федеральные и областные власти рассчитались за льготников. И тогда появится возможность для улучшения парка и введения новых маршрутов. Хотелось бы, чтобы процесс пошел быстрее, но он видимо тоже будет судебным. А суды длятся долго. Но мы к этому готовы. Считаем, что каждый пассажир должен иметь социальную карту … у нас все автоматизировано. И затем предъявить количество поездок льготников конкретному ведомству, которое отвечает за них. Так будет абсолютно справедливо. Тогда мы получим улучшение в работе общественного транспорта.

ВЛАСТЬ


- В этом году модно спрашивать о следующем сроке и преемнике. В начале пресс-конференции вы сказали, что намерены исполнять свои обязанности четыре года. А дальше что? Ведь политики думают более масштабными временными категориями. О чем вы думаете?

- Я, прежде всего, думаю о том, чтобы за четыре года успеть реализовать те проекты, которые мы наметили. Чтобы в городе были заметны улучшения и по здравоохранению, и по дорогам, и по объему строительства жилья. Надо обязательно добиться снижения цен на жилье. Это основные задачи. Но подведем итоги через три с половиной года. И примем решение. Хотя многие проекты, которые закладываются сегодня, будут реализованы через пять лет. Невозможно в один год взмахнуть волшебной палочкой и все сделать. Все, что строится и делается – это результат труда жителей Челябинска. Все это поэтапно накапливается. Сейчас точно могут сказать, что Челябинск по всей инфраструктуре – наземной, подземной – движется вперед. Не надо внимание акцентировать на моей персоне, потому что люди судят не по личности, а по результатам работы. Какой бы ты ни был приятный или неприятный.

- Конфликты с администрацией Челябинской области как-то отражаются на эффективности работы мэрии?

- Я не считаю, что между администрациями города и области есть конфликты. Наоборот, у нас с губернатором очень конструктивные и позитивные отношения. Я очень благодарен Петру Ивановичу Сумину за помощь и поддержку города. Каждый год областной бюджет выделяет нам деньги. В прошлом году, например, за счет областных средств удалось модернизировать систему отопления Металлургического района, обеспечить уборку территорий и работу садовых маршрутов, сделать ремонт дорог в городе.
Конечно, есть отдельные трения, но они обычно бывают в любой работе на каждом предприятии, в производстве и в ваших трудовых коллективах.

ПАРКОВКИ

Вопрос с Кировки. Ирина Николаевна:
- Многие дворы сегодня забиты парковками, автомобили мешают проходу, ими заставляют детские площадки? Когда наконец парковки исчезнут из наших дворов?

- К сожалению, администрация не вправе запрещать или открывать парковки автомобилей во дворах, потому что придомовая территория – это коллективная собственность жильцов. Как правило, жильцы, не имеющие машины, возмущаются. У автовладельцев своя правда: им нужно где-то ставить своих железных коней и они имеют право оставить их возле дома. В качестве выхода из ситуации я предлагаю взять управляющим компаниям инициативу в свои руки. Согласовывать с жильцами и организовывать парковки там, где они никому не будут мешать и не занимать детские площадки, а собранные деньги тратить на благоустройство дворов и ремонт домов. Но, так или иначе, вопрос требует серьезной юридической проработки. Депутаты городской думы пытаются в настоящее время разработать документы по упорядочению организации ночных парковок. Пока же проблема остается не решенной – и она характерна для всех крупных городов страны.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

Вопрос с Кировки. Председатель грузинского сообщества в Челябинской области:
- Я за мир и дружбу между нашими народами и хочу пригласить вас в гости в Грузию. Буду лично просить грузинское правительство об этом. Вы согласны? Вы вообще собираетесь в Грузию?

- Я пока не планировал, скажу честно, ехать в Грузию. Но внимательно обдумаю ваше предложение. Спасибо большое за приглашение. Мне очень приятно. В целом хочу отметить, что Челябинск очень многонациональный и многоконфессионный город. И здесь традиционно мирно живут люди самых разных народностей. Дискриминации по национальному признаку в нашем городе тоже нет. Все мы - россияне, все мы занимаемся делом. И я ко всем отношусь с уважением.

СЕМЬЯ

- Алла (горячая линия «Полит74»): В какую школу ходит ваш сын?

- В 11 лицей. В четвертый класс. Учится нормально.

- Как воспитываете?

- Я считаю, что ребенку изначально необходимо прививать определенные навыки, а дальше только поддерживать их и развивать. Мне кажется, с сыном это удалось. Еще у меня есть маленькая дочка, в этом году она пойдет в первый класс.

ЭКОЛОГИЯ

- На минувшей неделе в рамках металлургического форума Челябинск посетили японцы. Они представили проект экологически чистого города. Как вы считаете, насколько осуществима эта идея в нашем городе?

- Экологический вопрос для Челябинска очень актуален. Наши металлургические предприятия – «Мечел», Цинковый завод, ЧЭМК, которые в основном загрязняют окружающую среду, создают и основной продукт, и основные рабочие места в городе. У каждого предприятия есть свои экологические программы, рассчитанные на много лет. Их выполнение контролируют федеральные трудоохранные ведомства. В настоящее время все предприятия поэтапно модернизируют свои производства, переходя на более экологически безопасные технологии. Но процесс этот не сиюминутный. Если разом обновить производство, то предприятие может стать нерентабельным.
Я понимаю, что японцы приехали к нам похвастаться, как у них все чисто и хорошо. Но в 60-х годах и в Японии города были такие же грязные, как Челябинск. И далеко не сразу стали чистыми. Лет пять назад в нашей стране ужесточилось природоохранное законодательство. Это стало отправной точкой. Сегодня в деле улучшения экологии мы движемся вперед. И потихонечку ситуация будет нормализовываться.
Конечно, можно закрыть грязные производства. Но имеем ли мы на это право? Это был бы тяжелейший удар для города. Естественно, в будущем и со шлакоотвалами будут что-то делать, и некоторые крупные предприятия вынесут из центра города. Но это не близкое будущее. Все-таки мы живем в России и располагаем теми ресурсами, которые у нас есть.
В прошлом году город приобрел передвижную станцию экологического мониторинга, чтобы фиксировать и контролировать промышленные выбросы. Скажу честно, предприятия стали побаиваться. И несанкционированных выбросов стало значительно меньше.
Что касается проектов сортировки и утилизации твердых бытовых отходов, которые презентовали японцы, то на нашем полигоне сортировка промышленных отходов производится уже давно. Также принято решение о строительстве нового мусорного полигона в Красноармейском районе. Как только он будет открыт, городскую свалку мы законсервируем.

СПОРТ

- Что вы планируете сделать для хоккейной команды «Трактор»?

- В этом году команда «Трактор» первый год играла в Суперлиге. Год был очень тяжелым. Он показал, что надо более серьезно подходить к комплектации состава. Но мы пока не можем конкурировать с другими клубами Суперлиги в финансовом плане. Большинство из них имеют богатых спонсоров. Бюджет же нашего клуба не позволяет бороться за первое-второе места. Зато у нас есть мощная хоккейная школа, резервы которой «Трактор» должен использовать более рационально. И думаю, команда «Трактор» будет выглядеть достойно и дальше радовать болельщиков.

ФИНАНСЫ

- Вы всегда говорите, что большая часть налогов, которая собирается на территории города, уходит в вышестоящие бюджеты. За два года, что вы находитесь у власти, удалось как-то изменить ситуацию, чтобы в казне оставалось больше денег? И планирует ли администрация брать облигационные займы?

- Для того чтобы изменить схему распределения межбюджетных доходов, требуется решение Государственной думы и принятие соответствующего закона. Такая работа нами ведется. Совет по местному самоуправлению, членом которого я являюсь, готовит предложения в Госдуму. Переговоры ведет фракция «Единая Россия». Наши пожелания: чтобы подоходный налог в Челябинске и других городах оставался в размере 50 процентов. А не как сейчас – 30 процентов.
Что касается основной наполняемости бюджета, то мы провели большую работу по выявлению всех неплательщиков, в том числе аренды земли. Постоянно ведется работа совместно с налоговой инспекцией, чтобы не выдавали зарплату в конвертах. И здесь я должен отметить, что платежная дисциплина выросла и, естественно, доходы Челябинска тоже увеличились.
Что касается облигационного займа, то мы его брать, как другие города, не собираемся, потому что те кредиты, которые мы берем сегодня - краткосрочные. И носят исключительно сезонный характер для покрытия кассовых разрывов. Мы берем деньги в начале года на строительство дорог и частично на оснащение медицинским оборудованием больниц, и к концу года полностью рассчитываемся с банками.
Два года назад у муниципалитета были долги, были обязательства перед подрядчиками. На сегодня нет никаких долгов.

ПРОЕКТЫ

- Какие важные проекты будут реализованы в этом году?

- Проектов много, проекты разные. Когда снег стает, поедем на новую чуриловскую площадку, покажем журналистам и горожанам, что там будет построено. Естественно, Кировский мост – в этом году мы должны завершить строительство. Новая Ледовая арена. Большое внимание будет уделено долгостроям. Надо, наконец, завершить строительство. Очень много других объектов. Все они социально значимые. На здравоохранение большие деньги выделяются.

ДЕТСКИЕ САДЫ

Вопрос с Кировки. Филонова Ольга Николаевна, жительница северо-запада:
- Я знаю, что вы пытаетесь решить проблему с нехваткой мест в детских садах. А когда начнется строительство мега-детсадов, в которых можно будет оставить ребенка ясельной группы? Ведь столько мамочек молодых, которым нужно выходить на работу.

- Программа строительства новых детских садов в городе разработана. Мы уже застолбили под них земельные участки и подготовили проектно-сметную документацию. Теперь ждем решения президента и правительства РФ, которое, уверен, в скором времени последует, так как демографической ситуацией уже озаботились. Думаю, будет принята федеральная программа строительства детских садов. И мы хотим включиться в нее первыми, поэтому готовимся очень серьезно уже сегодня. К сожалению, средствами городского бюджета строительство новых детских садиков нам не осилить.
Тем не менее, в прошлом году нам удалось увеличить количество мест в дошкольных учреждениях на три тысячи, и в нынешнем - мы продолжим эту работу. Кроме того, во всех новых микрорайонах изначально предусмотрено строительство детских садов.
К сожалению, в прошлые годы Челябинск потерял почти 200 дошкольных учреждений. Многие были приватизированы, отданы под офисы и различные федеральные ведомства. Мы пытаемся судиться, чтобы вернуть городу несколько зданий бывших детсадов. Но это единицы.