1 июня 2007, Автор: Елена ИЛЬИНА

Долгосрочная защита

Долгосрочная защита

«Сколько бы ни было человеку лет – пять или пятьдесят, ему всегда нужна мать», - считал Роберт Рождественский. В пять лет малышу, оставшемуся без родителей, маму, как умеют, заменяют воспитатели детдома. Сегодня – и это признают все – ребенку в детском доме живется неплохо. Он накормлен, окружен заботой взрослых и обществом сверстников. Он защищен от суровости внешнего мира. Но рано или поздно ему придется распахнуть дверь и шагнуть за порог. Одному…

Первый шаг за порог

Недавно председатель Областного фонда защиты детей-сирот Надежда Батист в своем комментарии челябинскому «Бизнес-журналу» сказала: «Проблема не только в том, чтобы у детдомов были благотворители. Основная цель – адаптировать детей к жизни. Зачастую для бывших детдомовцев огромной психологической проблемой является рядовая покупка хлеба или поход в ЖЭК! Даже по исполнении 18 лет многие выпускники вновь стучатся в двери детдома или приюта. Нередки случаи, когда бывшие воспитанники, столкнувшись со сложностями самостоятельной жизни, приходят в детский дом, чтобы спросить совета у воспитателей, как общаться с людьми, как поступить в техникум или училище… У нас большие проблемы с адаптацией к взрослой, самостоятельной жизни…»

В детском доме сироты не знают особых забот. День подчинен распорядку, который придумали взрослые. Каждый шаг контролируется. В материальном плане они обеспечены всем необходимым: государство не дремлет, да и благотворителей хватает. Иногда бюджетники говорят: «Мой ребенок так не кушает…» Разумеется, родителей – живых, настоящих, любящих и мудрых – не заменит ничто и никто. Но если в детдоме тоску по ним скрашивает налаженный быт, а от всех ветров защищают надежные стены и руки воспитателей, то за порогом сиротство берет верх. Никто не поддержит ни деньгами на первое время, ни утешением в случае неудачи. Первый шаг во взрослую жизнь труден для всех. Для детей сирот – особенно. Чтобы удержаться, устоять на этой порой безжалостной дороге им требуется в разы больше сил, чем «домашним» подросткам. Сформировать эти силы – значит, защитить. Надолго. Насколько сегодня обеспечена такая «долгосрочная» защита?

- Готовность ко взрослой жизни большинства детей-сирот, которые приходят к нам, практически равна нулю, - сетует Сергей Некратов, директор МУ «Центр постинтернатной адаптации воспитанников детских домов и школ-интернатов». – Многие не умеют готовить, единственное, что могут, - постирать себе что-то. Они не знают, как заплатить за квартиру, как снять показания счетчика электроэнергии. Их легко обмануть. Приведу пример. Детям-сиротам полагается жилье. Зачастую к нему приходят риэлторы-мошенники, и молодой человек остается на улице. Другой пример: девушка-сирота влюбилась, квартиру продала, все деньги отдала возлюбленному, а он ее бросил – беременную…

Спору нет, такие истории случаются сплошь и рядом, независимо от наличия или отсутствия родителей. Но тем и страшно сиротство, что не к кому прибежать и уткнуться в колени…

Центр постинтернатной адаптации, существующий уже восьмой год, – это временный причал для повзрослевших сирот. Те, у кого еще нет жилья, могут получить койко-место в социальной гостинице. Сотрудники помогут устроиться на работу, позаботятся о том, чтобы у молодого человека для этого были все условия: прописка, необходимые документы. Если юноша или девушка отказываются от места в социальной гостинице, то их все равно держат на патронаже. Сейчас здесь 82 человека. Еще 40 проживает в гостинице. По уставу Центра «опекать» он может молодых людей в возрасте от 18 до 23 лет. Но есть здесь и двадцатичетырехлетние, и двадцатипятилетние. «А куда же им деваться? – говорит Сергей Некратов. – Ведь после нас – только центр для людей БОМЖ…» Правда, признает, что в последнее время сдвинулось с мертвой точки решение вопроса о жилье для детей-сирот. В этом году на северо-востоке Челябинска сдадут новый дом, в котором два подъезда выделят им.

Тетрадь успехов и неудач

В новейшей истории России задумываться о постинтернатной судьбе детей-сирот стали сравнительно недавно. Прежде было не до этого – накормлен, одет-обут, и ладно. И лишь когда взрослые сироты действительно стали пополнять собой число бомжей, поняли, что этого мало.

Многие считают, что у ребенка за время пребывания в детском доме формируется иждивенческий подход к жизни. Сейчас во многих воспитательных учреждениях стараются этого избежать.

- Наши дети учатся готовить, могут полностью себя обшить, создать что-то полезное в хозяйстве – фартуки, подушки, знают, как накрыть стол, - заместитель директора челябинского детского дома № 2 по социальной адаптации Олеся Сухопруцких не соглашается с утверждением о «неприспособленности» своих выпускников. – У нас работают кружки, ребята получают уроки. Выпускникам мы помогаем устроиться в училище или лицей, и знаете, в последнее время все больше ребят стремиться получить более высокое образование. Очень низкий процент наших выпускников не находит своего места в жизни…

Тем не менее, Олеся Анатольевна признает: действительно, за порогом детдома у выпускников начинаются проблемы. Без «мамы» - а в детдоме № 2 три воспитателя на одну семью – дети теряются. И тогда приходят за помощью обратно. Здесь поддержат, помогут разобраться в вопросах трудоустройства, оформления пенсии, алиментов, получения жилья. А еще – запишут всю информацию в специальную тетрадь.

- Мы ведем эту тетрадь с момента выпуска ребенка, - поясняет Олеся Сухопруцких. – Устроили в училище – записали. Пришел выпускник через три года, рассказал о себе – снова записали. Часто они приходят к нам со своими женами или мужьями, с детьми, чтобы показать, чего им удалось достичь. Это самая большая наша гордость и награда.

А еще, говорит Олеся Анатольевна, один зашедший в гости взрослый выпускник может рассказать, как дела у его товарищей: детдомовские дети крепко держатся друг за друга, часто всю жизнь.

Мальчишки вышивают крестиком

Челябинский детский дом № 2 третий год участвует в областном фестивале «Путь к успеху». Идея его принадлежит директору миасского детского дома «Радуга» Николаю Махневу. В 2005 году мысль понравилась некоммерческому партнерству «Союз женщин-предпринимателей «Союз успеха», который возглавляет Вера Соколова, кстати, мать пятерых детей. До этой поры Союз активно благотворил детским домам. Вместе с идеей фестиваля благотворительность получила новый аспект.

Дать удочку, чтобы поймать рыбу, научить быть конкурентоспособными и востребованными – такую задачу ставит перед собой фестивальное движение. Социальный проект поддержали областные минэкономразвития и министерство социальных отношений. В прошлом году деньги на призовой фонд фестиваля выделили Законодательное собрание области и местное отделение «Единой России». В этом году «Союз успеха» стал лауреатом главной городской премии «Признание» и обладателем муниципального гранта в размере 120 тысяч рублей.

«Проект для детей-сирот «Путь к успеху» направлен на формирование нового образа гражданина – воспитанника детского дома как человека успешного, терпеливого, упорного, со своими устремлениями и целями в жизни», - говорится в обосновании. – Он позволит показать новое лицо воспитанников детских домов – не только как нуждающихся в жалости и сочувствии, но, прежде всего, как маленьких граждан России, умеющих работать, творить своими руками интересные вещи с целью становления своей собственной судьбы».

Творят своими руками интересные вещи в детских домах на протяжении года. Собственно фестиваль – а в этом году он пройдет в третий раз – нынче намечен на ноябрь-декабрь. Планируется, что в нем примут участие воспитанники 70-90 учреждений области.

В программе фестиваля помимо театрализованного шоу и мастер-классов предусмотрена выставка, где дети могут продать плоды своего труда. Как замечают в «Союзе успеха», продукция детских домов пользуется огромным спросом. Причина популярности кроется в уникальности, неповторимости вещей, ведь каждая из них – авторская.

У детских домов, не первый год участвующих в фестивале, уже сложилась своя «специализация». Южноуральским детям, например, более всего удается глиняная игрушка. Воспитанники из Варны – специалисты по бисероплетению. Детский дом Верхнего Уфалея активно развивает роспись по дереву. Каслинские дети «набили руку» на соломенной аппликации. В челябинских детских домах № 2 и № 6 процветает швейное дело, 2-й детдом к тому же специализируется на изготовлении мягкой игрушки и национальных пледов. Уникальный промысел развивается в Черемушках – здесь помимо резьбы по фанере вышивают крестиком – причем мальчики. А в Травниках и Чебаркульском детском доме № 1 ребята занимаются сельскохозяйственными работами.

Фестиваль для ребят – это всегда праздник, а собственные произведения – предмет гордости. Проблема только в том, что сбыть продукцию сложно: нет юридического на то основания. А как бы пригодились специализированные магазины. Пока же реализовать плоды труда удается, пожалуй, только во время фестивальных выставок. На вырученные деньги воспитатели покупают швейные машины, другое оборудование, предметы обихода. И на поощрение маленьких тружеников остается.