10 июля 2009, Автор: Виктория ОЛИФЕРЧУК. Фото Вячеслава НИКУЛИНА

Дороги, которые мы выбираем

Дороги, которые мы выбираем

"А у вас на удивление неплохие дороги, даже удовольствие получаешь от езды, что редко случается в городе", - мой однокурсник из Екатеринбурга искренне удивлён, а я ловлю себя на мысли, что к хорошему быстро привыкаешь. Ещё сравнительно недавно сколько разговоров было про разбитые мостовые. Теперь, когда городские магистрали привели в божеский вид, хорошая дорога воспринимается как должное. Проблема исчерпана, и говорить, кажется, не о чем. Однако это оказалось не совсем так.

Любо-дорого проехать

- Конечно, сейчас челябинские дороги стали гораздо лучше, - мы беседуем с директором МУП «Дорожное ремонтно-строительное управление» Иваном Волосковым. - Но работы дорожникам на сегодняшний день хватает. С начала года мы освоили 200 миллионов рублей, провели ремонты на семи крупных магистралях. Сейчас параллельно работаем сразу на 20 объектах. Текущий ремонт делаем на 2-ой Павелецкой улице и малом шоссе Металлургов на ЧМЗ, улице Ловина, пересечении проспекта Комарова и Салютной. Параллельно ведутся работы на перекрёстках Краснознамённой с проспектом Победы и Комсомольским, пересечение улиц Краснознамённой и братьев Кашириных будем расширять. На Каслинской тоже добавим ещё одну полосу. Скоро займёмся дорогой по Цвиллинга и Тополиной аллеей. Буквально на днях полностью закончили ремонтные работы на шоссе Металлургов и улице Молодогвардейцев.

Улица Молодогвардейцев – одна из самых загруженных магистралей северо-запада, её протяжённость составляет порядка 1300 метров. Ремонтникам была поставлена задача в короткие сроки провести капремонт улицы по всей длине. Строители сработали оперативно, закончили ремонт даже чуть раньше срока. На всё про всё им потребовались меньше полутора месяцев.

- Самое сложное было организовать объезд для транспорта, чтобы и машины могли ездить, и мы могли работать, - объясняет исполнительный директор МУП «Дорожное ремонтно-строительное управление» Александр Горячев. – Улица имеет достаточную ширину порядка 24-27 метров, это и спасло ситуацию. Вообще при ремонтах стараемся движение не перекрывать, значительную часть работ делаем по ночам, когда нет транспорта. Верхний слой дорожного покрытия уложили всего за три дня. Заасфальтировали в общей сложности 28,5 тысяч квадратных метров.

Сейчас по Молодогвардейцев любо-дорого проехать, так что в городе стало ещё одной хорошей дорогой больше.

То яма, то канава

В текущем году кризис серьёзно подкорректировал планы по капремонтам дорожного полотна. Дефицит денежных средств вынудил городские власти сконцентрироваться на ямочном ремонте. К слову сказать, латать дорожное полотно принято не только в России. Дорожные службы всего мира ежегодно борются с ямами и выбоинами. Практикой установлено‚ что дефекты поверхности ежегодно составляет до 2–3 процентов от общей площади дороги.

С 18 мая в Челябинской городской администрации работает горячая линия по ямочному ремонту. Любой автомобилист мог сообщить, в каком месте он попал колесом в яму. В первую неделю таких звонков поступило более 500, затем наметился спад активности. Глава города уже дважды просил челябинских автолюбителей проявлять больше ответственности и сообщать о всех дефектах. Но очередного шквала звонков так и не последовало. А может просто стало меньше ям на пути? В этом заслуга дорожников.

- Звонки поступают в городскую техническую инспекцию, - продолжает разговор директор ДРСУ Иван Волосков. - Там составляют план и присылают нам заказы на устранение погрешностей. Кстати, 2-я Павелецкая, малое шоссе Металлургов и Чёртов мостик ремонтируются именно по звонкам жителей. Звонят и напрямую, к нам в контору. Недавно за помощью обратились из дома-интерната на ЧМЗ. Мы никому не отказываем.

- От чего зависит состояние магистрали, что в большей степени влияет на её износ?

- Когда строилось большинство городских дорог, они не рассчитывались на такую большую нагрузку, машин в то время было гораздо меньше. В результате многочисленных перегрузок, старения материалов мы и получаем те самые выбоины и ямы, хорошо известные автомобилистам. В среднем, при правильной эксплуатации, асфальтовое покрытие служит 7-9 лет, а потом всё равно ремонт необходим.

- Изменилась ли технология ямочного ремонта с советских времён?

- Конечно. Сейчас мы подрезаем верхний слой механическим способом, снимаем, а затем кладём литой асфальт. Преимущества нового материала очевидны: он пластичный, хорошо укладывается, прочный, технология позволяет начинать работы даже в марте. И ещё одно преимущество – значительная экономия по времени.

Новые материалы: за и против

Литой асфальт вполне можно назвать материалом высшего сорта. Его долговечность больше, чем традиционного асфальтобетона в 2 - 2,5 раза, дороги из этого материала выдерживают без ремонта по 40-45 лет. Правда, и стоимость литого асфальта на порядок выше, как минимум процентов на 20.

- Делать дороги из литого асфальта очень дорого, мы не можем себе этого позволить, - сожалеет заместитель директора по производству Дмитрий Краснов. – Если материал качественнее, это сразу отражается на цене. При ямочном ремонте литой асфальт просто незаменим. «Коврик» из него может продержаться до пяти лет. Проблема в том, что разрушение основного полотна продолжается, со временем рядом с заплаткой образуется новая яма. При капремонте мы продолжаем использовать традиционный асфальтобетон, поскольку это самый дешёвый материал, а наша сверхзадача соблюсти минимальные затраты. В принципе и асфальтобетон неплохо может послужить, если выдерживать технологию, использовать более качественные составляющие. Но это не всегда получается. Хоть мы и работаем на муниципалитет, материалы зачастую вынуждены приобретать по рыночной цене, никаких льгот у нас нет. Или приходится брать самые дешёвые, что естественно отражается на качестве дорог.

В кризис «подрабатываем дворниками»

Финансовый кризис больно ударил по многим отраслям. Не остались в стороне и ремонтники. Сейчас в городе всего две крупных организаций, занимающихся ремонтом дорог: МУП ДРСУ и ООО «Челябинск-стройиндустрия». По словам директора МУП Ивана Волоскова, в прошлом году эти два предприятия отработали четыре миллиарда рублей, в текущем на ремонты выделено всего 900 миллионов.

- Дороги ремонтируем практически за свой счёт, - сообщил заместитель директора ДРСУ Дмитрий Краснов. - С начала года ещё не получили ни копейки. Конечно, деньги с течением времени придут. А пока изыскиваем свои резервы, приходится перераспределяться. Зарплату сотрудникам платим из других источников. Для нас очень важно людей удержать. Могу точно сказать, что задержек по заработной плате у нас нет.

- Выручает то, что мы подрабатываем дворниками, - шутит Иван Яковлевич и поясняет: Убираем город. А это и деньги дополнительные, и занятость.

Сейчас ДРСУ убирает шесть из семи городских районов. В ближайшее время доберётся и до последнего, Металлургического. На вооружении организации 12 дорожных пылесосов, каждый из которых заменяет минимум 40 человек с мётлами. Всё оборудование немецкое, поэтому проблем с уборкой практически нет. То, что в городе стало чище видно невооружённым глазом. И всё благодаря тому, что чистота буквально поставлена на поток.

- Начинаем уборку, не дожидаясь субботника, - рассказал всё тот же Дмитрий Анатольевич Краснов. – Весной вывозим с улиц снег - около 15 процентов мусора уходит вместе с ним. К началу субботников город становится чистым процентов на 70. Остаётся довести до ума какие-то мелочи.

Однако генеральной уборкой дело не заканчивается. Поддерживать чистоту на центральных магистралях приходится ежедневно, преимущественно в ночное время, чтобы не мешать движению. Остальные улицы приводят в порядок через день или два в зависимости от необходимости.