16 мая 2007, Автор: Ирина БЕРЕЖНАЯ

Олимпиада перевесила человеческую жизнь

Олимпиада перевесила человеческую жизнь

Многострадальная трасса «М5-Урал» снова «в пролете», а вместе с ней – десятки тысяч водителей. Увеличения финансирования не стоит ждать даже после слов главы Минтранса Игоря Левитина об обязательном включении трассы в новую федеральную программу и специальной статьи на это в трехлетнем бюджете. Судя по всему, федералы ограничатся миллиардом, выбитым «Единой Россией». Его заложат в оставшиеся 20 процентов от президентского обещания. На том и успокоятся. А вот о необходимости установить плату за проезд по трассе говорят уже на полном серьезе.

Только двадцать

Теперь федеральные чиновники обещают, что М5 будет соответствовать первой категории не к 2009 году, а минимум к 2010-му. Об этом Игорь Левитин заявил во время рабочего визита в Уфу 11 мая. Впрочем, даже этот срок вызывает большие сомнения. На ремонт трассы закладывают средства уже в трехлетний бюджет, который будет принят в 2008-м году. Однако местные чиновники предупреждают, что не стоит обольщаться и ждать больше денег, чем уже обещанный миллиард (выделенный городам-миллионникам по инициативе «Единой России»). Новая федеральная программа, в которой, как говорит Левитин, будет заложено финансирование ремонта и строительства М5, начинает действовать только с 2010 года. Так что увеличения финансирования вряд ли приходится ждать до этого времени.

- Президент сказал, что на дорожное строительство будет направлено 100 миллиардов рублей. Это, безусловно, здорово, - говорит Юрий Карликанов, председатель комитета заксобрания по строительству, жилищно-коммунальной политике и дорожному хозяйству. – Но эти деньги рассчитаны на все регионы, и мы прекрасно понимаем, что для серьезного отношения к строительству дорог этого мало. Дорога южного направления - «М4-Дон» - сразу же потребовала для себя 60 процентов этой суммы. 20 пойдут на окончание объектов, которые уже начали строить: мосты и путепроводы. И только 20 миллиардов направят на формирование улично-дорожной сети там, где живут люди и ежедневно пользуются дорогами. Всего 20 процентов от этих ста миллиардов! А представьте, какая масса средств будет нужна, если только на участок от границы Уфы до Челябинска, о котором мы говорим, нужно более 30 миллиардов.

«Дон» впереди Расеи всей

Как сказал Игорь Левитин, трассой М5 федеральный центр займется сразу же после приведения в порядок трассы «М4-Дон». Этот приоритет объясняется не только постоянными перевозками по этой трассе грузов из Европы в Москву. М4 – дорога в Сочи, где в 2014 году, возможно, пройдет Олимпиада. Хорошая трасса – непременное условие, чтобы Россия выиграла право провести ее у себя. Как обещает Левитин, к 2014 году эта трасса превратится в четырехполосную магистраль, на обочинах которой появятся новые заправки, гостиницы, придорожные рестораны, центры технического обслуживания и даже вертолетные площадки. На все это и уйдет 60 миллиардов из обещанных президентом ста.

Однако у челябинских чиновников другой приоритет – человеческая жизнь. По сочинской статистике, всего на трассе М4 погибло 600 тысяч человек. На трассе М5 гибнет 200 тысяч ежегодно. О какой, позвольте, демографии и увеличении продолжительности человеческой жизни может идти речь? Конечно, обнадеживает хотя бы то, что в Москве наконец-то заговорили о необходимости ремонтировать трассу «М5-Урал». Однако ощутимых результатов от этих разговоров до сих пор нет. И, кстати, в ближайшее время не предвидится.

- Нельзя говорить о такой важной, животрепещущей проблеме, как М5, на уровне «ребята, потерпите, мы года через три придем и что-то хорошо вам сделаем», - рассуждает Юрий Карликанов. - За это время будут гибнуть люди, совершаться аварии, регион будет недополучать дивиденды в связи с плохой дорогой. Одни сплошные минусы. И никакой надежды на то, что положение изменится, нам не дают. Губернатор просит миллиард на строительство трассы, а ему высылают отписки, мол, миллиард мы выделили уже, и список прилагают: на ремонт такого-то километра под Рязанью пошло столько-то из этого миллиарда, под Казанью - столько-то, под Самарой - столько-то, и у вас – столько. Губернатор говорит о конкретном участке, проходящем по территории Челябинской области. При чем тут Рязань, Казань и Самара? Это формальная, чиновничья бездушная отписка на место.

Водитель, проезд оплатите

Между тем, транспортные власти не намерены тратить лишь федеральные деньги на ремонт российских трасс. Чиновники косятся на карманы автомобилистов и, кивая на Липецкую область, собираются всерьез поговорить о введении платы за проезд по некоторым участкам магистралей. Собранные деньги можно будет направить и на содержание отремонтированной дороги, и на строительство следующих участков.

Однако лукавство это и недальновидность. По закону, для того, чтобы ввести плату за проезд по трассе, необходимо наличие альтернативной дороги того же направления, по которой смогут проехать люди, не желающие раскошеливаться за качественную трассу. К примеру, в Липецкой области альтернатива тем 18-ти километрам, за которые установлена плата, имеется: это дорога по населенному пункту, где по правилам дорожного движения необходимо ограничивать скорость до 60 километров в час. Не хочешь платить – снижай скорость. У нас подобной альтернативы на сегодняшний день нет. Чтобы ее создать, необходимо потратить лишь немногим меньше денег, чем на ремонт М5.

- Мы сегодня основные магистрали еще не привели в нормативное состояние. Для начала нужно сделать это, а затем рядом построить нормативную дорогу. И потом уже говорить о платности, - говорит Юрий Карликанов. – Если же перекрыть дорогу без наличия альтернативной, то это прямое нарушение прав и свобод передвижения, так как строим мы все-таки на государственные, а не на частные средства. К примеру, сейчас мы реконструируем участок М5 Челябинск-Чебаркуль. В принципе, ему альтернатива есть: дорожка с Кременкуля на Мисяш. Но она четвертой категории. По ней же фуры не пойдут. Ее раздавит. Что считать альтернативной дорогой? Она должна быть как минимум второй категории. Чтобы по ней нормально мог проходить грузопоток. По М5 в Челябинской области в сутки проходит свыше 10 тысяч машин. Если все они пойдут через Мисяш на Харлуши и Кременкуль, то там будет пробка.

Что интересно, руководители предприятий, которые занимаются перевозками, поставками или транспортируют свою продукцию, готовы оплачивать качественную дорогу. Конечно, нужно учитывать, что себестоимость грузов и стоимость перевозок за счет оплаты трассы, несомненно, вырастет. Однако даже этот момент, уверен Юрий Карликанов, не повредит имиджу области. Самый значительный вред наносит имиджу плохое качество дорог.