28 декабря 2007, Автор: Елена ИЛЬИНА

Учебник – вещь авторская

Учебник – вещь авторская

Министерство образования и науки РФ определило перечень школьных учебников на 2008-2009 год. В него вошло более тысячи книг, в том числе и некоторые, вызывающие массу возражений у педагогов и общественности.

Все предлагаемые к использованию в образовательном процессе книги прошли экспертизу Российской академии образования и Российской академии наук. По мнению министра образования Андрея Фурсенко, необходимо ужесточить требования к качеству учебников, поскольку во многих из них встречается огромное количество ошибок.

Пособия с ошибками экспертиза, понятно, не пропустит. А вот как быть с собственной точкой зрения авторов, которой так или иначе окрашена любая книга? К примеру, в федеральный перечень вошел учебник «История России 1945-2007 гг.», спровоцировавший бурную дискуссию в обществе, если не сказать скандал. Авторов учебной книги многие обвиняли в оправдании сталинских репрессий и предвзятом взгляде на эпоху.

Однако, по словам министра образования, спорный учебник в числе прочих появился на свет в результате экспертизы общественной, в которой приняло участие более трех тысяч человек со всей России.

- Такой процедуры мы не проводили никогда и нигде до этого, - цитирует слова Фурсенко «Российская газета». - Общественное обсуждение – это всесторонняя оценка, самые разные мнения, в том числе весьма жесткие. Уточню, что обсуждались не уже готовые учебники, а книги для преподавателей. В результате, на мой взгляд, появились неплохие учебники.

Разумеется, мнение министра о том, насколько утвержденные пособия полезны или вредны для юных умов, можно разделять или оспаривать. Однако учебник как таковой еще не является безоговорочным руководством к тому или иному образу мышления и жизни.

- Безусловно, любой учебник – вещь авторская, - комментирует декан факультета психологии Челябинского педуниверситета, доктор психологических наук Валентина Долгова. - Но ведь взгляды и убеждения, и жизненный выбор ребенка не определяются лишь строчкой учебника. Их формируют и семья, и окружение, и СМИ, и так далее. Мы все учились по одним и тем же учебникам: и Солженицын, и Путин, и Зюганов, и Сахаров – и факты истории для всех нас были представлены под одним и тем же углом, а какое получилось расслоение взглядов! Так что детей нужно учить прежде всего анализировать факты, изложенные в книгах. Поэтому если учебник одобрен многоуровневой экспертизой, то он, безусловно, может быть использован в школе. Давайте доверять специалистам!

Не видит особой трагедии в изложении авторской оценки исторических событий и Александр Попов, директор Челябинского физико-математического лицея № 31:

- Для нас история не является профильным предметом. В ближайшее время мы планируем перейти на ее преподавание в усеченной форме, чтобы не «связываться» с политикой, и сделать акцент на истории математики и физики. Что касается учебников по этим предметам, то мы используем не по одному в каждом классе.

Чиновники от образования перечень уже изучили и особых претензий не имеют. Как пояснил «Полит74» начальник управления образования Челябинска Александр Кузнецов, вопрос о качестве учебной литературы сегодня действительно актуален: в ее многообразии легко растеряться не только школьникам, родителям и педагогам, но и органам управления образования, которым предстоит делать выбор при закупке учебников. Особенно если учесть, что учебник должен быть не только полезным по содержанию, но и не вредным по таким параметрам, как оформление и вес книги.

По словам Александра Кузнецова, федеральный перечень учебников на будущий учебный год вполне адекватен, поскольку не только предлагает качественную литературу, но и предусматривает вариативность выбора. Этот выбор, согласно новому порядку, отныне вправе совершать лишь руководство образовательного учреждения. Педагоги больше не смогут единолично решать, по какому учебнику преподавать свой предмет. Как выяснилось, такие «прихоти» не только создают сумбур в головах у школьников, но и вынуждают их родителей выкладывать за книги больше денежных средств.