Развитие по восходящей

Термин «логистика» прочно вошел в наш словарный запас — теперь многие знают о том, как важно грамотное управление движением товаров, организация современного складского хозяйства и так далее. Поэтому абсолютно неслучайно в рамках форума BUSINESS IN MOTION в Челябинске состоялась конференция «Логистика Южного Урала — 2013. Эффективные решения от лидеров рынка». Собравшиеся в Центре международной торговли «Челябинск» обсуждали современное состояние и перспективы развития этой отрасли.

Логистика в России: все через Москву

Естественно, прежде всего эксперты дали оценку общего состояния отечественной логистики.

— Сегодня большая часть складской недвижимости сосредоточена в центре страны, — рассказал Антон Репин, директор департамента индустриальной и складской недвижимости, земли компании KnightFrank (г. Москва). — 80 процентов всех площадей располагаются в Московской и Ленинградской областях. И это естественно — именно столичные города контролируют 30 процентов всего товарооборота страны. Все остальные 17 городов-миллионников — 32 процента. Москва является и крупнейшим распределительным центром, и самым крупным центром потребления. Что же касается областных центров, то они зачастую сталкиваются с такими проблемами, как неразвитая транспортная инфраструктура, недостаточно активная экспансия федеральных торговых операторов. Между тем именно развитие торговли является главным «драйвером» рынка, только на втором месте — развитие производства. Однако ситуация постепенно меняется: в 2013 — 2014 годах будут построены новые объекты в самых крупных городах-миллионниках, которые возводятся с участием как федеральных, так и местных игроков рынка. Ожидается рост объема сделок в регионах на 30 процентов по сравнению с 2012 годом. На первое место по объему качественных складских помещений среди городов-миллионников вышел Екатеринбург (605 тысяч квадратных метров по данным на первое полугодие 2013 года). Естественно, выросли и ставки аренды: в начале года они составляли около 90 — 115 долларов за квадратный метр в год (без учета НДС, операционных расходов и коммунальных платежей) — сегодня мы наблюдаем их рост на 7 — 10 процентов.

Логистика региона: по-прежнему дефицит

Строительство крупных логистических центров идет и в Челябинске. Так, 19 сентября губернатор Челябинской области осмотрел площадку, на месте которой в феврале-марте следующего года появится крупный логистический центр. Он расположится недалеко от пос. Октябрьского Копейского городского округа, его площадь составит 30 тысяч квадратных метров складской площади класса А. В будущем планируется сдача второй очереди, площадь которой составит 30 — 40 тысяч квадратных метров. Основное отличие от существующих складов — полностью автоматизированная система обработки приходящих грузов.

— Такой объект очень необходим Челябинску, потому что основная масса складов построена в советские годы и не соответствует современным требованиям. Количество товаров, которые потребляют жители области, возросло кратно. Это можно судить по магазинам: сколько было раньше, сколько сейчас, — отметил глава региона. — Во всем мире строятся такие логистические комплексы, где автоматизированная система приема, выдачи и учета товара, очень высокая производительность труда. Они являются базовыми не только для крупных городов, но и для близлежащих территорий.

Кроме того, в непосредственной близости от Челябинска (76 км) в рамках развития транспортных коридоров на пространстве стран Шанхайской организации сотрудничества планируется строительство крупного транспортно-логистического комплекса класса А «Южноуральский». Общая площадь первой очереди составит 90 тысяч квадратных метров.

Между тем, по мнению аналитиков, даже ввод в строй этих объектов не покроет дефицит качественной складской площади в нашем городе.

— Появление в Челябинске складских комплексов класса А — знаковое событие, — считает директор по развитию компании «Логопарк.Ру» (г. Москва) Александр Перфильев. — До сих пор в столице Южного Урала насчитывалось около 100 тысяч квадратных метров складов класса В. Такая ситуация объясняется близостью Екатеринбурга, который «оттягивает» на себя многие товарные потоки. К тому же из-за кризиса 2008 года многие проекты в области логистики, которые были заявлены в регионе, — складские комплексы компаний «ПРОМАСС», «Евразия Логистик», ГК «Лидер» — не были реализованы. Сейчас объекты строятся, уже есть и проекты, и инвестиции. Но комплекс «Южноуральский» будет обслуживать в основном поток товаров из Китая, а площадей, которые строит компания «Логоцентр» под Копейском, не хватит для покрытия дефицита...

— В Челябинске интенсивно развивается торговля, здесь очень активны федеральные сети, — соглашается с ним Антон Репин. — Поэтому, чтобы удовлетворить потребности региона, необходимо построить еще около 200 тысяч квадратных метров качественных складских помещений. С другой стороны, наличие таких потребностей означает, что у региональной логистики есть потенциал для развития.

Перспективы: назло кризисам

Несмотря на неблагоприятные прогнозы экономистов, торговля продолжает развиваться. Эта тенденция сохранится и в обозримом будущем. Потому прогнозы аналитиков для сферы логистики, напрямую связанной с коммерцией, можно назвать оптимистическими.

— Спрос на склады класса А будет продолжать расти, — уверен Александр Перфильев. — В таких комплексах хранить грузы гораздо эффективнее: благодаря своей «многоэтажности» на единицу площади они могут принять большее количество товаров. Кроме того, будет расти количество складов, поддерживающих определенный температурный режим. В столичном регионе, например, реализовано сразу несколько проектов строительства таких объектов. Наращивают свои складские мощности операторы сборных грузов, что говорит о росте спроса на такие услуги. И даже частные лица начинают гораздо активнее пользоваться складами индивидуального хранения (Self storage). Этот рынок в нашей стране только начинает развиваться, а в США Self storage — это отрасль, годовой оборот которой — 22 миллиарда долларов. Кроме того, ожидается новая волна сетевого маркетинга, и основными игроками на этом рынке станут компании из Китая. Для них потребуются склады не только в столице, но и в регионах. И разумеется, нельзя не замечать растущий спрос на складские помещения со стороны интернет-магазинов. Если в прошлом году они арендовали крупные площади в Москве, то теперь открывают небольшие площадки в основных городах-миллионниках. Но это только начало, далее развитие будет идти по восходящей...

Таким образом, из высказываний аналитиков следует вполне однозначный вывод: ставка властей региона на развитие логистических комплексов — это правильное решение. Не зря Челябинск издревле стоит на перекрестке крупных торговых путей Евразии.

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/