Внедрение бережливых технологий ускоряет рост производства
Как работают механизмы и почему их нужно использовать предпринимателям, рассказал челябинский эксперт.Как повысить качество продукции без серьёзных затрат рассказал челябинский эксперт. Фото Людмилы Ковалёвой (Южноуральская панорама)
В комитете Южно-Уральской торгово-промышленной палаты по правовой поддержке предпринимательства прошёл семинар о бережливых технологиях управления. На нём, Ольга Буторина, декан факультета управления Челябинского филиала Президентской академии рассказала, что это такое и зачем предпринимателям внедрять эти технологии у себя в компаниях.
«Тема очень интересная. На некоторых ведущих предприятиях мы уже видели их во внедрённом виде, в том виде, который приносит собственнику прибыль. Но не только большие предприятия, но и малые могут ими пользоваться. Даже отдельный человек внутри своего сознания может посредством этих технологий повышать свою эффективность», — рассказал глава комитета ЮУТПП по правовой поддержке предпринимательства Андрей Коршунов.
Итак, в общем виде бережливые технологии управления представляют из себя такой подход к менеджменту и управлению, который позволяет обеспечить эффективность и долговременную конкурентоспособность предприятия без существенных капиталовложений.
Подробнее о технологии
«Бережливое производство нацелено на то, чтобы выявлять и устранять все виды потерь. В результате повышается эффективность предприятия, мотивация сотрудников и качество продукции», — объяснила Ольга Буторина.
Ведущей семинара выступила Ольга Буторина, декан факультета управления Челябинского филиала Президентской академии. Фото с официального сайта Челябинского филиала Президентской академии
Применение бережливых технологий позволяет предпринимателю быстро и эффективно выявлять и устранять потери, усилить информационный обмен между всеми уровнями организации, снизить затраты и повысить безопасность производства, качество продукции. Также такой подход к управлению даёт стимул к совершенствованию процессов и самореализации сотрудников.
«В бережливых технологиях процессы мы делим на три вида: значимые виды работы, незначимые и потери. Обращаю внимание, что потери всегда занимают большую долю по времени. Если взять практику, производственное предприятие, то потери в процессах могут достигать 95%», — подчеркнула спикер.
В широком смысле потери — это все действия, которые потребляют ресурсы, но не создают ценность для заказчика. Всего их различают семь видов: перепроизводство, лишние движения, ненужная транспортировка, излишние запасы, избыточная обработка, ожидание и брак или переделка. В их синергии появляется ещё один, восьмой вид потерь, неиспользованный человеческий потенциал.
В основном потери возникают из-за человеческого фактора. Эксперты выделяют десять видов ошибок. Но здесь логично задать вопрос: а почему человек, находясь в данной системе, смог совершить ошибку?
В формуле Эдвардса Деминга объясняется, что в 98% случаев, сама система приводит к тому, что сотрудник ошибается. То есть, необходимо создавать такое пространство, которые бы исключило саму возможность ошибки.
Перспективы в буквальном смысле безграничны
Классическая формула производственной системы гласит, что необходимо выявлять и минимизировать влияние потерь, вскрывать и использовать резервы производительности: труда, оборудования, материалов.
«Кроме того необходимо заниматься мобилизацией человеческого потенциала. Есть очень интересные приёмы в бережливом производстве по визуализации, когда мы делаем «карту профессий», — объяснила Ольга Буторина.
Грамотная организация рабочего места крайне важна при внедрении технологий бережливого производства. Фото Вячеслава Шишкоедова (архив «Южноуральской панорамы»)
«Внедрять эти правила необходимо во взаимодействии с сотрудником. И желательно это делать постепенно. Не нужно рубить, потому что отрубить легко, а пришить может быть уже не получится», — отметила ведущая семинара.
Во взаимодействии с работником крайне важно учитывать его индивидуальные особенности. Ведь есть такие сотрудники, которые и так склонны к порядку, а есть те, кто нет.
В этом контексте неплохо себя показывает метод картирования, когда вместе с сотрудником создаётся «карта процесса». Такой подход позволяет увидеть процессы такими, какими они есть на самом деле. Учитывайте, что «карта» составляется вместе с работником, а не одним руководителем.
«Здесь очень важно признаться себе и руководству, что вы совершаете ошибки. Почему этого никто не делает? Я думаю, ответ очевиден, потому что за это когда-то наказывали. В бережливых системах мы мотивируем людей, чтобы они сами эти проблемы вскрывали и совместно их решали», — рассказала Ольга Буторина.
Само внедрение бережливого производства должно начинаться с лин-аттестации сотрудников. Крайне важно провести обучение персонала и донести до него, что изменения вводятся для улучшения условий их труда. Потом внедряются базовые инструменты, после этого можно использовать и другие принципы, в зависимости от выявленных проблем.
Простая социология показывает, что число поддерживающих сотрудников, сопротивляющихся и пассивных к изменениям примерно равно (около 33%).
«Здесь необходимо вовлекать заинтересованных. Когда вы внедряете бережливые технологии с теми, кто поддерживает изменения, то у таких сотрудников меняется система мотивации, и люди начинают подтягиваться», — рассказала спикер.