3 сентября 2007, Автор: Елена ИВАНОВА

Кому и за что мы платим?

Следует различать плату за содержание жилого помещения и коммунальные услуги. Раньше они были объединены в одной квитанции. Теперь горожанам приходит стопочка разных квитков. Разобраться в них, порой, очень непросто, особенно людям пожилого возраста. Мы предлагаем вам нехитрую схему, с помощью которой вы всегда будете знать, кому и за что вы платите. «Полит74» продолжает публиковать серию материалов, разъясняющих положения нового Жилищного Кодекса. Сегодня мы поговорим о плате за жилое помещение и порядке перерасчета за неоказанные услуги.

Жилищные и коммунальные услуги: в чем разница

В настоящее время структура платежей за жилищно-коммунальные услуги выглядит следующим образом. Плата за жилое помещение составляет 30 процентов от общего объема платежей. Сюда входит плата за наем (только для неприватизированных квартир), плата за услуги по управлению многоквартирным домом и плата за содержание и текущий ремонт (в том числе уборка подъездов, придомовой территории, содержание мусоропроводов, вывоз ТБО и обслуживание лифта). Эта часть суммы приходит непосредственно в жилищные организации.

Остальные 70 процентов в структуре платежа составляют коммунальные услуги. Это холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление. Деньги, которые мы платим за коммунальные услуги, полностью уходят организациям-поставщикам услуг.

Особняком стоит капитальный ремонт. Решение о его проведении и сборе средств должны принять собственники жилья на общем собрании. Но об этом мы поговорим подробнее в одном из следующих материалов. Сегодня же лишь отметим, что согласно Жилищному Кодексу, капитальный ремонт дома проводится за счет средств собственников помещений. Иными словами, наниматели (жильцы неприватизированных квартир) вносить плату за капремонт не обязаны. Но в отличие от собственников квартир в квитанциях нанимателей есть графа «плата за наем жилых помещений».

Как устанавливаются тарифы

Итак, львиную долю платежей по квитанциям составляют коммунальные услуги. Тарифы на них устанавливает и регулирует Единый тарифный орган Челябинской области. Функции определения нормативов потребления тех или иных коммунальных услуг разделены между ЕТО и Городской Думой. Так, в ведении городских депутатов входит установка нормативов по горячему и холодному водоснабжению и водоотведению. Единый тарифный орган определяет нормативы потребления газа и электроэнергии. Если же в вашей квартире или доме установлены счетчики, то нормативы вас не касаются: вы платите в соответствии с их показаниями.

Что касается жилищных услуг, то их количество, периодичность и размер платы определяют сами собственники жилых помещений на общем собрании жильцов и отображают это в договоре с управляющей компанией. Также нужно учитывать, что обслуживание и ремонт дома должны происходить в соответствии с нормативными требованиями законодательства. Иными словами, отказаться можно далеко не от каждой услуги. К примеру, можно заварить мусоропровод, но договор с организацией по вывозу мусора все равно придется заключать.

За основу расчета периодичности и оплаты жилищных услуг собственники квартир и управляющие компании могут взять постановление Челябинской городской думы. Согласно закону, городские депутаты определяют плату за наем муниципального жилья и плату за его содержание для нанимателей и тех собственников квартир, которые самостоятельно не выбрали способ управления либо на общем собрании не приняли решения об установлении размера платы за содержание и ремонт многоквартирного дома.

К слову, в Челябинске самостоятельность в установлении тарифов проявили единицы. Поэтому в абсолютном большинстве действуют тарифы на жилищные услуги, принятые городской Думой.

В товариществах собственников жилья и жилищных кооперативах размер обязательных платежей или членских взносов за содержание и ремонт дома определяют органы управления в соответствии с Уставом организации.

Стоит отметить, что на основании статьей 37 и 39 Жилищного Кодекса каждый собственник помещений в многоквартирном доме несет бремя расходов по содержанию общего имущества согласно в нем своей доли. Эта доля определяется пропорционально размеру занимаемой собственником площади в доме (то есть квартиры). Именно поэтому размер платы за обслуживание и ремонт дома рассчитывается исходя из доли собственника в общем имуществе или квадратных метров квартиры (к слову, придомовая территория также считается общим имуществом).

Как произвести перерасчет за неоказанные услуги

Чтобы снять начисление или уменьшить сумму за неоказанную или оказанную не в полном объеме услугу, необходимо документально зафиксировать этот факт. То есть в присутствии представителя управляющей компании, старшего по дому и жильца дома составить акт, в котором указать нарушение параметров качества и времени начала непредоставления или некачественного предоставления услуги. Например, с 12:00 часов 3 июля по 23:00 часов 5 июля в вашем доме была отключена холодная вода. Зафиксированный в акте факт непредоставления услуги будет основанием для уменьшения размера платы за нее.

В случае если жилищная организация отказывается пересчитать размер платы в сторону уменьшения, собственник может обратиться в контролирующий орган или суд. В Челябинске контроль деятельности управляющих компаний осуществляет Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города. Кроме того, деятельность управляющих компаний, а также ТСЖ и ЖСК контролирует Государственная жилищная инспекция Челябинской области (ул. Елькина, 79, тел. 263-96-60, 237-78-68).