Политолог Лавров объяснил, что ждать от ликвидации в Челябинске райсоветов
По мнению эксперта, предстоят «очень интересные» выборы в гордуму.Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)
Реформа системы челябинского местного самоуправления выходит на финишную прямую: Законодательное собрание Челябинской области приняло закон о ликвидации районов города, как муниципальных образований.
Теперь столица Южного Урала становится единым муниципальным образованием с прямыми выборами в местный законодательный орган.
Напомним, что двухуровневая система МСУ в Челябинске действовала в рамках федерального эксперимента (в нём участвовали ещё Самара и Махачкала) с 2014 года. В рамках этой системы каждый район города имел права муниципалитетов с собственными выборными органами законодательной (местное собрание депутатов) и исполнительной (глава района) власти.
Дискуссия о возврате к старой, одноуровневой системе местного самоуправления активизировалась летом прошлого года. Тогда мы публиковали мнения политолога Сергея Зырянова и кандидата исторических наук Павла Орлова.
С принятием окончательного решения о ликвидации районов как муниципалитетов, а равно и собраний депутатов, мы попросили Андрея Лаврова, регионального представителя АПЭК в Челябинской области рассказать, к чему может привести реформа челябинского МСУ.
Идеи и практика
- Каковы были причины первого витка реформы, когда районам города дали права муниципалитетов?
- Можно сказать, что я стоял у истоков этой реформы. Как политолог, я участвовал в обсуждении всех этих процессов и так далее. Тогда было два варианта аргументации: официальный и неофициальный.
Андрей Лавров специально для Полит74 о возможных последствиях реформы челябинского МСУ. Фото Олега Каргаполова ( архив «Вечернего Челябинска»)
Я придерживался другой точки зрения на то, почему это делается. И здесь мы подходим ко второму варианту аргументации. Некоторым политическим акторам, которые тогда сидели в челябинской гордуме хотелось сделать «прокладку» между собой и населением.
И с их точки зрения логика в этом была. «Серьёзные люди» вынуждены один день в неделю «от сих до сих» сидеть и принимать обращения граждан. И идея здесь была в том, чтобы создать некий класс этаких «шевалье», которые бы брали на себя всю трудную работу.
Дополнительным стимулом заинтересантов была возможность создать группу своих «вассалов», клиентел, если обращаться к римской терминологии. Но тут получилось так, что, «спихнув» на эти клиентелы вопросы сбора информации о проблемах, им не дали ресурсов для их решения: ни финансовых, ни организационных, ни просто в рамках наделения полномочий. Вместо класса «шевалье» образовался класс «мальчиков для битья».
- А к каким последствиям привела реформа?
- Практика показала, что близким к реальности оказался именно второй вариант. По большому счёту, результатом всей этой реформы стало именно то, что заинтересанты своей цели достигли, «прокладка» была сформирована.
Во-вторых, оказалась дискредитирована система местного самоуправления, потому что население достаточно быстро поняло: «это не депутаты». А потом это же всё очень просто экстраполируется и на гордуму, и на заксобрание и так далее и тому подобное.
- А с точки зрения городского управления к чему привели тогдашние изменения?
- Ни к чему. Это была абсолютно ненужная приставка. Единственное, чем могли быть полезны муниципальные депутаты – это собрать информацию о проблемах населения и отнести её в орган повыше.
Здесь же ещё накладывается проблема восприятия. Человек, избранный от четырёх домов совершенно естественно будет решать проблемы этих четырёх домов. Ему не очень понятно, что где-то рядом ситуация может быть гораздо хуже и городу придётся выбирать.
- Если разочарование и понимание неэффективности этой системы пришло достаточно быстро, то почему с отменой тянули 10 лет?
- Во-первых, давайте сократим до пяти лет. Потому что десять лет назад у нас был другой губернатор, и там была совершенно другая история. Во-вторых, ломать через колено – это явно не метод Алексея Текслера. В-третьих, за эти пять лет много чего произошло: эпидемия, начало спецоперации, президентские выборы. И в этих условиях ломать систему на середине и создавать дополнительные траты – явно не самая выигрышная стратегия.
Вот срок полномочий подошёл, сейчас и поменяют. Конечно, решение было принято задолго до этого, полагаю, ещё несколько лет назад. Но вопрос был именно в сроках полномочий, ведь это же вопрос, прямо связанный с легитимностью. Если мы ломаем органы власти на середине, то не стоит потом ждать от населения уважения к ним.
В этом смысле губернатор следует своей традиции по сохранению системности, плановости и легитимности всех политических процессов. И здесь стоит отметить, что такое решение пользуется полной поддержкой граждан. Русский человек руководствуется одной простой логикой: «чем прямее выборы, тем лучше». Мы не Америка, где голосуют непонятно, как и непонятно за кого.
«Драка на изюмском шляхе»
- И вот с точки зрения политики, к каким последствиям может привести упразднения нынешней модели местного самоуправления?
- На выборы в челябинскую городскую думу все кандидаты пойдут с «открытым забралом». Вот без всех этих клиентел, «шевалье» и так далее. Бесспорно, такая модель вызовет энтузиазм у населения.
Повышение конкуренции на выборах является огромным плюсом для населения. Фото Людмилы Ковалёвой («Южноуральская панорама»)
В этом контексте они будут напрямую друг с другом конкурировать. Нас ждёт реальная политическая борьба. Добавьте туда всех этих «оппозиционеров», клиентелу одного депутата Госдумы, активное местное отделение СРЗП и будет такая «драка на изюмском шляхе».
Поэтому считаю, что новая дума будет работать в более-менее новом составе. Туда пройдут уже названные участники СВО, стоит ожидать большей представленности врачей, учителей, социального сектора в этом смысле и разных общественных движений.
С другой стороны, для населения это огромный плюс. Чем выше уровень конкуренции, тем больше кандидаты (хотя бы в период выборов) делают для округа, от которого хотят избраться. На чистых обещаниях выехать уже не получится.
- А с точки зрения городского управления чего ожидать?
- Повысится ответственность депутатов. Они теперь напрямую будут отвечать перед своими избирателями, то есть улучшится связь с населением. Думаю, что будут введены даже какие-то внутренние меры, вроде обязанности городских парламентариев раз в неделю проводить личный приём граждан.
Просматривается чёткая цель итенсифицировать качество контактов членов гордумы с горожанами. Тут ещё нужно понимать, население будет общаться с депутатами, которые имеют ресурсы для решения проблем.
- Депутат Госдумы Лантратова предложила расширить льготы Героям Труда России
- Текслер впервые вплотную приблизился к Моору в списке влияния глав регионов
- Обновление команды губернатора и съезд юных инженеров со всей России стали главными событиями недели на Южном Урале
- Участникам кадрового проекта «ПолитСтарт» рассказали про имидж кандидата