12 декабря 2007, Автор: Ольга ТИТОВА

Закон продавцу не помеха

Закон продавцу не помеха

Покупатель всегда прав. Выражение такое есть. В общем, на практике все, конечно, не так радужно. Со мной согласится каждый, кто хоть раз вступал в товарно-денежные отношения, то есть 100 процентов населения от 16 лет (цифра взята наугад) и старше. 12 декабря 2007 года, скорее всего, войдет в анналы истории. С сегодняшнего дня вступают в силу – не побоюсь этого слова – революционные поправки...

Характерный пример из жизни: дама заказала шкаф, заполнила договор, оплатила часть суммы и стала ждать. Через месяц в назначенный день выкинула из квартиры все лишнее, подготовила, так сказать, плацдарм для мастеров, дабы они без лишних сложностей шкаф встроили в надлежащем виде. Но мастера не приехали. Не приехали они через неделю и еще через неделю не приехали. Терпеливая дама забеспокоилась.

В общем, все закончилось хорошо. Дама дошла до генерального директора той фирмы, работники которой не позаботились даже предупредить клиента о возникших трудностях – какие-то детали вовремя не доставили из Москвы или что-то в таком духе, – получила в качестве поощрения несладкий подарок и, счастливая, заполнила шкаф барахлом.

Закон стоит на страже интересов потребителя. В подобном случае клиент волен выбирать: назначить новый срок доставки товара или вовсе отказаться от покупки и вернуть деньги. Продавец, в свою очередь, обязан подчиниться требованиям в 10-дневный срок. Разумеется, требования следует оформить в письменном виде. По телефону такие дела не делаются. (С учетом национальных особенностей, как явствует из практики, следует сделать оговорку: делаются при условии, что клиент сварлив и доведен до нужной кондиции).

В результате изменений в Федеральном Законе «О защите прав потребителей» появилась дополнительно статья 23.1. Именно она оговаривает «последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара». За каждый день просрочки продавец должен вернуть клиенту 0,5 процента суммы предварительной оплаты товара.

Пени следует считать с того дня, когда договор доставки был нарушен, и заканчивая тем днем, когда требования покупателя будут удовлетворены. Однако финансовый эквивалент моральных терзаний покупателя «не может превышать суммы предварительной оплаты труда». Закон защищает и продавца: «Требования потребителя не подлежат удовлетворению, если продавец докажет, что нарушение сроков... произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя» (статья 23.1, пункт 5).

Терминологические уточнения в Законе «О защите прав потребителей» интересны тем, что демонстрируют систему уловок, до сих пор применявшуюся нерадивыми продавцами. Приведу только несколько примеров. В статье 1, в преамбуле к закону, через запятую к «исполнителям» добавили и «импортеров». Статья 4, пункт 2: «после слов «передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу)» дополнить словами «соответствующий обычно предъявляемым требованиям».

Похожая по смыслу замена во втором пункте статьи 20: слова «аналогичный товар» здесь заменены на «товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами». Важный момент: закон оговаривает последствия для продавца не только в том случае, если он продаст некачественный товар, но и «предоставит ненадлежащую информацию о товаре», иными словами, обманет покупателя или утаит правду (статья 22).

Поправки в Закон «О защите прав потребителей» существенно расширяют права покупателей. Так, изменения в 18-й статье закона теперь дают право клиентам в случае обнаружения в гарантийный срок какого-либо недостатка в товаре вернуть его продавцу или потребовать замены на новый в течение 15 дней. Ранее возвратить такой товар можно было лишь при обнаружении «существенного» недостатка. Но на практике доказать «существенность» дефекта было практически невозможно, и покупатель, как правило, оставался при своем.

На самом деле, возвращение товара – это лишь один из вариантов. Есть и другие. Покупатель имеет право «потребовать соразмерного уменьшения покупной цены» и даже претендовать на «возмещение убытков, причиненных» некачественным товаром (статья 18, пункт1).

Впрочем, отдельные изменения в Закон даже сейчас оставляют место для трактовок. В 20 статье, пункте 1, указано, что «если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме», то продавец, уполномоченная организация, индивидуальный предприниматель и импортер должны устранить недостатки «незамедлительно, то есть в минимальный срок». Понятно, что представление о минимальном сроке у всех свое и будет трактоваться явно не в пользу покупателя.

Самый верный способ – оформить соглашение сторон. В этом случае ремонтировать неликвидный товар обязаны не более 45 дней. При этом отсутствие запасных частей и похожие отговорки «не освобождают от ответственности за нарушение срока».

Разумеется, покупатель не всегда прав. Встречаются такие экземпляры, что любого мошенника за пояс заткнут. Эти закон знают лучше всего. К сожалению, покупатели иного склада всех своих прав не знают, оттого и обязанностей у них в конфликтных ситуациях оказывается невероятное количество.