«Маленькие и быстрые»: источники роста для региональной экономики
Своими размышлениями в авторской колонке делится доцент кафедры экономики отраслей и рынков института экономики отраслей, бизнеса и администрирования ЧелГУ Дмитрий Плетнёв.Современная экономика во многом развивается благодаря малым и средним компаниям. Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама)
Учёные Челябинского государственного университета исследовали поведение российских быстрорастущих средних фирм в первый год пандемии COVID-19 и подтвердили вывод о том, что они продолжают оставаться значительной категорией для развития национальной экономики.
В Челябинской области традиционно тон экономическому климату задают крупные промышленные предприятия, металлургические и машиностроительные. Однако современная экономика во многом развивается благодаря малым и средним компаниям, порою вырастающим до национальных гигантов. Такие фирмы на некотором этапе своего жизненного цикла попадают под определение быстрорастущих компаний или «газелей». Как показывают результаты научных исследований, такие компании – главные генераторы новых рабочих мест, источники технологических и организационных инноваций, главные «возмутители спокойствия» и примеры для подражания.
Мы с командой экономистов из ЧелГУ исследовали, как такие компании в России пережили стресс-тест «пандемических» 2020-21 годов. Всего были проанализированы более тысячи быстрорастущих компаний, среди которых наверняка окажутся новые национальные чемпионы.
Специально для Полит74 ведущей сегодняшней авторской колонки выступил доцент кафедры экономики отраслей и рынков института экономики отраслей, бизнеса и администрирования ЧелГУ Дмитрий Плетнёв.
Фото из личного архива.
Это и есть первый фактор – отношение к работникам именно как к тем людям, которые способны принимать самостоятельные решения и воплощать их во благо компании.
Второй фактор – разумная цифровизация практически во всех малых, быстрорастущих компаниях, которая помогает оптимизировать производственные и организационные процессы. Особенно в условиях пандемии это проявилось в быстроте реакции и перехода от личного взаимодействия с клиентом к цифровому взаимодействию. И здесь небольшой размер БРК сыграл свою важную роль, так как было проще провести этот переход. Плюс к этому сами сотрудники восприняли позитивно цифровые решения.
Третья особенность связана с уважением к персоналу. Во время пандемии быстро растущие компании практически не сокращали своих сотрудников. Люди чувствовали себя защищенными и это вновь создало определенную основу для лояльности к своей компании.
Кроме того, БРК изначально воспитали в себе определенную дерзость, уверенность в своих силах за счет предшествующего пандемии быстрого роста, и поэтому для них рост является естественным, Они верят, что даже кризисные явления в экономике могут привести к росту. Я думаю, что вот эта выученная склонность к увеличению масштабов своей деятельности тоже сыграла определенную роль.
На общем фоне челябинские «газели» смотрятся достойно. Например, такие компании, как «Уралнефтемаш», «Леран», «Гирд-автофургон», «ДСТ-Урал» и «Сильвер-авто плюс» не только сохранили, но и активно наращивали персонал, продолжая свое поступательное развитие.
Мы считаем, что руководству региона следует уделять особое внимание адресной поддержке «газелей» для повышения привлекательности эффективного и социально ответственного предпринимательства.
Исследование проводилось за счет гранта Российского научного фонда, ознакомиться с результатами можно здесь.
- Южный Урал вошёл в число лидеров УрФО по индивидуальному жилищному строительству
- В Челябинской области рассчитали динамику «индекса шашлыка»
- Челябинская область вошла в число регионов с высокой степенью бюджетной открытости
- Южный Урал представит региональную госпрограмму научно-технологического развития