При поддержке Гранада Пресс
Автор: Александра Егорова

Учиться правильному потребительскому поведению необходимо всю жизнь

Об этом в своей авторской колонке рассуждает декан факультета экономики ЧелГУ Александра Егорова.
Учиться правильному потребительскому поведению необходимо всю жизнь
Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)

Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)

Без малого сорок лет человечество отмечает всемирный день защиты прав потребителей. То, что покупатель должен быть защищен законом, люди признали давно. В своде законов царя Хаммурапи, правившего Вавилонским царством в XVIII веке до нашей эры, в одной из статей, к примеру, содержался запрет на обвес и обсчет покупателей и предусматривались наказания для нарушителей закона. Похожие нормы существовали и в римском праве, и в Русской Правде (первых сводах законов Руси). Там, где не было законов, отношения между покупателями и продавцами регулировались обычаями и традициями.

Развитие товарно-денежных отношений и появление новых способов торговли привели к тому, что для защиты потребителей потребовались специальные правила. Сначала это были отдельные нормы, включавшиеся в более общие законодательные акты, затем нормы о защите прав потребителей стали включать в гражданские кодексы. И только в 60-е годы XX века начали принимать специальные законы, посвященные исключительно правам потребителей. Тогда же на уровне законодательной и исполнительной власти были сформулированы понятие потребителя и его основополагающих прав. Именно они легли в основу Закона о защите прав потребителей, принятого одним из первых в истории современной России – в феврале 1992 года.

da19c072_2e23_4939_8ee4_2816be740a69.jpg

Специально для «Полит74». Ведущим сегодняшней авторской колонки выступила декан экономического факультета ФГБОУ ВО ЧелГУ, кандидат экономических наук, доцент Александра Егорова.Фото из личного архива

Что же это за права? Прежде всего, право на информацию. Изначально потребитель не обладает полными сведениями об изделии - его истинных свойствах, уровне качества, браке этой марки и даже партии. В то время как продавец осведомлен гораздо больше и может даже намеренно применять определенные маркетинговые приемы, чтобы продать покупателю товар или услугу несоответствующего качества, не отвечающий его потребностям или по неадекватно высокой цене. Экономисты это называют асимметрией информации - количество сведений у потребителя и у продавца или изготовителя неодинаково (у покупателя ее всегда меньше). По причине асимметрии информации потребитель является слабой стороной в отношениях «продавец - покупатель» и нуждается в защите, например, в гарантиях, что в случае приобретения товара или услуги ненадлежащего качества или не выполняющего заявленные функции будет возможность вернуть свои деньги обратно, и не только.

Следующее право касается безопасности. Понятие это многогранное. То, что полезно в одном случае, может оказаться вредно в другом. И побочные эффекты не должны перекрывать общей пользы.

Право на выбор. У потребителя должна быть альтернатива. Она, конечно, всегда есть – покупать или не покупать. Но если есть потребность, и она нуждается в удовлетворении, то при этом необходимо реализовать право выбора.

И, наконец, право быть услышанным. Нарушения происходят в самых разных сферах. Самым распространенным нарушением прав потребителей является несоответствие стоимости товара, указанной на ценнике товарной полки и тем, что покупатель потом обнаруживает в кассовом чеке. Традиционно больше всего недовольства граждан вызывает сфера реализации товаров, связь, бытовые, жилищно-коммунальные и медицинские услуги. Нарушения прав потребителей в процессе предоставления финансовых услуг, характеризуется тем, что страдает право на свободный выбор, то есть практикуется навязывание дополнительных сервисов. Также актуальны вопросы безопасности и взыскание долга коллекторами с нарушением законодательства, необеспечение защиты персональных данных.

Проблема заключается в том, что контрагенты вынуждены покупать товары и услуги вне зависимости от уровня своей компетенции - сложно представить возможность такой ситуации, чтобы потребитель покупал только то, в чем он разбирается. Поэтому возникает задача, как добиться того, чтобы покупатели получали то, что им необходимо, чтобы их меньше обманывали, чтобы их некомпетентность не наносила им ущерба. И это задача прежде всего государства, которое и должно услышать потребителя.

Учиться правильному потребительскому поведению необходимо всю жизнь и результатом здесь является не диплом, а высокое качество жизни
Жизнь не стоит на месте. Технологии стремительно развиваются. И первыми их начинают использовать в сфере потребления. Так было всегда. Однако, сегодня это принимает футуристические формы. Мы живем в реальности, которая все больше напоминает фантастические фильмы – доставка на дом, возможности дистанционного приобретения товаров и услуг, роботы – все это с одной стороны радует, а с другой – создает риски для реализации прав покупателя, о которых я сказала выше. Неудивительно, что день защиты прав потребителя в этом году проходит под девизом «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей». Актуальность этой проблемы подчеркивает и тот факт, что наша страна входит в первую десятку стран по объему совокупных вычислительных мощностей с использованием искусственного интеллекта. А общий уровень внедрения искусственного интеллекта в приоритетных сферах экономики, по словам министра экономического развития Российской Федерации Максима Решетникова, превысил 31%.

В этой связи все большее значение приобретает еще одно право, которое выделяет Международная организация потребителей – право на потребительское образование. Учиться правильному потребительскому поведению необходимо всю жизнь и результатом здесь является не диплом, а высокое качество жизни.

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/